Митрополит Тихон (Шевкунов): «Мне пришлось покинуть Псково-Печерский монастырь, но всякий раз, когда удавалось, я вновь возвращался туда хотя бы несколько дней».
Эти эксклюзивные кадры Псково-Печерского монастыря снял сам юный выпускник ВГИКа Георгий Шевкунов в 1986 году.
Митрополит Тихон (Шевкунов): «Я был тогда послушником Псково-Печерского монастыря уже несколько лет».
Только через пять лет он пострижется в монахи в Донском монастыре и станет отцом Тихоном, через 15 лет, по воспоминаниям о монастыре, напишет несколько глав бестселлера «Несвятые святые», а через 22 года вернется сюда, чтобы встать во главе всей Псковской митрополии.
То ли возвращение к духовным истокам, то ли плацдарм для восшествия на патриарший престол. Воспарив по церковной карьерной лестнице, отец Тихон, архимандрит и «духовник Путина», стал митрополитом, минуя сан епископа, и оказался в одной ступени от патриаршества.
Андрей Васенев, главред Христианского проекта «Стол»: «Та карьера, которую владыка Тихон выстраивает на протяжении последних 20-30 лет, она четкая и последовательная. И очень видно, какова ее траектория, и что вершина этой траектории находится на патриаршем престоле».
Новоиспеченному митрополиту Тихону в наследство достается епархия с неоднозначным предшественником, которая по скандальности уступает разве что Москве. Митрополит Евсевий (Саввин) ушел на покой после 25 лет руководства Псковской епархией. А на покой его отправляли часто. Причины — и возраст, и неоднозначный образ: то поменяет номера на Мерседесе представительского класса, то анафеме предаст не тех.
Олег Дементьев, журналист: «Звонит мне друг и говорит, тебя анафеме предали. А я некрещеный».
Атеиста и журналиста Олега Дементьева Евсевий проклял за то, что тот в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом нашел публичный дом.
Олег Дементьев, журналист: «Там беременели насельницы, такая девчушка уже маленькая бегала. Монашки, насельницы пьянствуют, матерятся».
Писал он и о дружбе с криминальными авторитетами, отъеме соседних с монастырем земель. Евсевия даже вызывали в Москву — монастырь отделался штрафом от ФМС за приют гастарбайтеров.
Олег Дементьев, журналист: «Чисто психологическая картинка — он самовлюбленный. Самовлюбленный. У меня такое ощущение, что ни в какого бога он не верит, никогда и не верил».
Врагов Евсевий предпочитал находить себе сам. От церкви владыка отлучал, к примеру, за то, что подчиненные не молились за его здоровье.
Митрополит Евсевий: «Чтобы мы вокруг России собирались и делали дела, утверждающие наш народ и нашу Россию».
В нелюбви к известному в округе богослову, отцу Павлу Адельгейму, владыка Евсевий признался, как только возглавил митрополию. Только через много лет отец Павел прославится на всю страну тем, что заступится за Pussy Riot, да и вообще будет говорить то, что из священникам в наше время говорить негоже.
Отец Павел (Адельгейм): «Противостояние такое самое настоящее начинается — это общество и РПЦ, гражданское общество и РПЦ, начинается противостояние».
— А кто виноват в этом?
Отец Павел (Адельгейм): «Ну, РПЦ, конечно, виновата в этом».
Отца Павла почти пять лет назад убил человек, которого приютил сам священник.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Только единственное, чтобы не было резких движений и не было повышенного тона, и никто не поднимал на меня руку. Но дело в том, что они же, при них, на их глазах с отцом Павлом произошло».
Дом, в котором сейчас живет вдова отца Павла Вера Михайловна с дочерью Марией, все так же ухожен. На огороде, за которым чутко следит матушка, цветут тюльпаны и сирень.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Потом вот второй ряд, уже перецвел, я обрезала. Потом тюльпаны. И вот тоже кустик».
В его кабинете все по-старому — киот, рабочий стол и деревянная кушетка, на которой развалился кот.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Место занял. Вот видите?».
В августе пятая годовщина со дня смерти отца Павла, и каждый год сюда приезжают священники из Москвы, Петербурга и других городов. Но местные не приезжали ни разу — владыка Евсевий запретил.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Или завидовал, или соперничал, в общем-то, это ни отец Павел не знает, ни я. И вот все это время, сколько он здесь был, все время он делал какие-то пакости».
Семья Адельгейма до сих пор не понимает причин этой ненависти. Версий много, одна из них — владыка Евсевий был послушником у отца Макария, который в семидесятые сдал Адельгейма КГБ. Нелюбовь, видимо, передалась духовному чаду. Но даже в казахской ссылке все враги отца Павла в конце концов приходили с ним в согласие.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Когда отец Павел освободился, мы сели в поезд ехать, вот Маша, я и отец Павел, в купе, и четвертое место свободное, вдруг заходит начальник лагеря, который покушение делал на отца Павла. Он подошел все-таки, поговорил с отцом Павлом. У меня вот к Евсевию, кроме жалости к нему, нет ни ненависти, ни раздражения, ничего, просто искренне мне его жалко, что он… Ну возраст-то какой! Уже надо же готовиться к какому-то исходу».
5 августа, на годовщине, здесь ждут митрополита Тихона, сам новоиспеченный глава епархии в Пскове пока не появлялся. В этом доме от него ждут перемен, несмотря на консервативную репутацию духовника Путина.
Вера Адельгейм, вдова отца Павла (Адельгейма): «Надеемся на встречу. Понимаете, ведь столько идет разговоров, что слушаешь и поражаешься, откуда это все».
Но нужна ли память об отце Адельгейму самому Шевкунову — не ясно. Хоть и отъезд Шевкунова из Москвы мог показаться ссылкой — на деле искусный мифотворец продолжает по кирпичику возводить миф о самом себе.
Андрей Васенев, главред Христианского проекта «Стол»: «Он как бы возвращается в юность и родные пенаты, и этим пленяет всех и без того уже плененных его книгами и фильмами многочисленных духовных чад, и как бы создает себе просто безупречную репутацию человека, который любит и чествует свое духовное отечество. Но на самом деле цель его конечно же не там».
Идеально подобрана и дата возведения в митрополиты — на седьмой день после путинской инаугурации.
Андрей Васенев, главред Христианского проекта «Стол»: «То, что делает епископ Тихон, он создает не образ церкви, он создает образ государственной церкви, а это уже не церковь. Патриарх все-таки, несмотря на всю его критику, держится другой линии. Вот эти ближайшие 5-6 лет могут быть для нас, вообще в нашей истории ключевыми, вот эти 5 лет на кафедре митрополита, после которых владыка Тихон может претендовать на патриарший престол. Здесь очень высок риск, что церковь, которая сейчас и без того в довольно сложном положении находится, она просто станет совершенно омерщвленной, государственной, и в этом смысле перестанет быть церковью».
Это только кажется, что Сретенский монастырь ближе Пскова к Кремлю. Отцу Тихону всегда везло с местом службы, блюститель известной концепции «Москва — третий Рим» переезжает не куда-нибудь, а туда, где эту концепцию придумали, в XVI веке как раз подо Псковом в том самом Спасо-Елеазаровском монастыре.