Наталия Пшеничная: На самом деле я его увидела последний раз живым тогда, когда он шел в зал суда и когда выходил из зала суда. Он улыбнулся, послал мне воздушный поцелуй и в общем-то ушел.
5 февраля этого года мужа Наталии Пшеничной нашли в петербургском СИЗО повешенным. Заявили, что он сделал это сам. Но поверить сложно — раны на теле указывают на пытки.
Наталия Пшеничная: Я читаю эту экспертизу как обычный простой человек, но то количество повреждений на теле мужа… Там и ожоги электрическим током, там и кровоподтеки от ударов…
Валерий Пшеничный — известный бизнесмен, его компания «Новит ПРО» занималась разработками министерства обороны. Его последний проект — трехмерная модель для подводной лодки «Варшавянка». Валерия заподозрили в хищениях на сумму 100 миллионов рублей. Обвинили его по показаниям Андрея Петрова, бывшего партнера Пшеничного.
Июль 2014-го, Норвегия. Это Петров, он был директором «Новит ПРО», после того как у Валерия случился инсульт и тот проходил долгое восстановление. Напротив — Глеб Емельченков, замглавного инженера «Адмиралтейских верфей», компании, которая была головным подрядчиком Минобороны по проекту «Варшавянки». Рядом жена Емельченкова Ольга. В скором времени у нее случится роман с Петровым. Ольга уйдет от мужа и заберет детей, а Пшеничный поймет, что его партнер нечист на руку.
Лариса Фон-Арев, адвокат Наталии Пшеничной: Пшеничный приложил немало усилий для того, чтобы сместить с поста директора Петрова. Сделал он это через арбитражный суд.
В августе 2016-го компанию проверяла ФАС. Она выясняла, не завысила ли «Новит ПРО» цену на проект «Варшавянки». Выяснилось, что за деньги от Минобороны компания делала не один проект, а шесть для разных модификаций подводной лодки. Тогда же Пшеничный обнаружил, что со счетов выведено 100 миллионов рублей. Он добился уголовного дела против Петрова. Тот провел в СИЗО пять месяцев, пошел на сделку со следствием и заявил, что да, воровал, но по указу начальства. И тогда с обыском явились к самому Пшеничному.
Наталия Пшеничная: «Когда уже мы подписывали документы, они сказали: вы можете посмотреть на порог своего дома, потому что этот порог вы больше никогда не переступите и не увидите, если вы не начнете говорить нам правильные вещи и не начнете с нами сотрудничать».
Во время обыска у Валерия поднялось давление — 250 на 140. Наталия показала документы об инсульте, их тут же забрали. Потом на суде о мере пресечения Пшеничный просил оставить его дома по состоянию здоровья, но медицинские справки внезапно исчезли.
В СИЗО оказался и Глеб Емельченков. Это при том, что он даже не подписывал никаких документов. Петров сказал следствию, что приносил бывшему мужу своей возлюбленной 50 миллионов наличными. На завод «Адмиралтейские верфи», где на проходной не проверяют разве что маленькую дамскую сумочку.
Александр Семченков, адвокат Глеба Емельченкова: Причем не называется ни время, ни дата, когда он это сделал. Просто так смотрел человек в пол, поскольку наверное не мог Емельченкову в глаза посмотреть и говорил: «Я принес, я тебе передал». Емельченков говорит: «Как я мог у тебя что-либо взять? Ведь мы с тобой практически враги, ты увел у меня жену, ты увел у меня детей. Я не могу с детьми сейчас встретиться!» Маленькие две дочки у него. «И я с тобой буду вопросы решать?» На что на очной ставке Петров говорил: «А это неважно. Это личные отношения, а это похищение денег — это работа».
Наталия Пшеничная долго молчала, не могла найти в себе силы говорить о муже. Но после интервью начальника ФСИН, который заявил — это точно самоубийство, и мы готовы ко всем проверкам, она в отчаянии.
Наталия Пшеничная: «Сейчас в информационной войне пытаются натянуть одеяло на себя. Они пытаются доказать, что они этого не могли делать, я пытаюсь объяснить, что он не мог с собой такого сделать. А самое страшное, что человека-то нет».
Вместе с интервью журналисты опубликовали запись камер наблюдения СИЗО в день смерти. Однако видео очень сомнительные — камера захватывает только часть коридора.
Наталия Пшеничная: Изначально нам говорили, что его выводили на 15 минут после прогулки, был еще один вывод его на 15 минут, и потом почему-то речь об этих 15 минутах не велась, только о выходе на прогулку. Как-то очень странно. Вот смотрите, человек вышел, и его вообще не видно. И что там дальше по коридору, куда он уходит, непонятно.
Два часа Пшеничный якобы был один в камере. Именно в это время в коридоре вырубилось электричество из-за короткого замыкания. ФСИН настаивает, что это Пшеничный вырвал провода из кипятильника. Но из экспертизы невозможно поверить, что человек может сотворить такое сам с собой. Порезать, поджечь себя, а потом повеситься. На теле нашли колотые резаные раны, ожоги, повреждения во рту, и возможно следы изнасилования.
Друзья рассказывают: он был энергичен, все время улыбался. Родом из деревни под Кемерово, выучился в Ленинграде, работал на заводе, потом ушел в бизнес. Валерий собирался передать фирму сыну, незадолго до ареста ввел Дениса в курс дела. В итоге сын тоже пережил обыск.
Денис Пшеничный: «Они задавали очень странные вопросы и по этим вопросам было понятно, что если они эти вещи спрашивают, то они просто-напросто не знают, как работает гособоронзаказ и как там распределяются суммы, что такое военная приемка, зачем она нужна и что она делает».
Сегодня имущество вдовы арестовано. Заказчик проекта Глеб Емельченков подал уже вторую жалобу на меру пресечения. В семье Пшеничных ждут пополнения, и потому Наталия не верит, что Валерий мог наложить на себя руки — уж очень он хотел увидеть внучку.
Наталия Пшеничная: Мы очень ждали эту девочку, мы были очень счастливы, мы с мужем увидеть нашу семью такой счастливой, такой большой, он хотел подержать ее на руках, потому что это счастье.