Как и полагается, после терактов или стихийных бедствий начинается очередная кампания. После пожара в «Зимней Вишне» торговые центры проверяли на наличие детекторов дыма, после расстрела в Керчи школы обязали устанавливать на входе рамки и камеры. А поскольку официальная версия магнитогорской трагедии бытовая, во всех подъездах вывесили объявления о внеплановых проверках газового оборудования. Информационные агентства с подозрительной частотой стали фиксировать бытовые пожары и взрывы газа. Тимофей Рожанский — об очередном латании дыр.
Шахты прощаются с погибшими. Спасатели достали из-под завалов тело пятой жертвы. На этом поиски завершены. Взрыв бытового газа в многоэтажке небольшого городка в Ростовской области обрушил два верхних этажа и 16 квартир. Семерых жильцов удалось спасти. Сейчас дом отключили от газа и отопления. Жильцов расселили в гостинице. Наконец-то поживут в тепле. В их собственных квартирах зимой было почти так же как на улице.
Если принять версию СК о том, что в Магнитогорске все-таки взрывался газ, то это — второй крупный взрыв газа за 2 недели. Начальство ЖКХ засуетилось. В Шахтах срочные рейды по соседним многоэтажкам.
Действующих шахт в городе Шахты не осталось. Сейчас это один из самых бедных городов России. Типовые многоэтажки давно обветшали, в подъездах на верхних этажах на полу стоят пустые бутылки на случай дождя. Новым газовым оборудованием тут и не пахнет.
Но уследить за всеми невозможно физически. Даже если жилец во время проверки дома, открывать сотрудникам службы газа он не обязан и многие этим правом пользуются.
Юрий Павленков, член торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в ЖКХ: Запустите к себе специалиста! На этом роль пользователя заканчивается. Должен прийти квалифицированный специалист — его нет. Управляющий — его тоже нет. Надзирателя — нет! Надзиратель, который ведет контроль — он тоже сегодня не является в полной мере квалифицированным специалистом. Его самого надо обучать.
Юрий Павленков уверен, что реформа ЖКХ 2014 года провалилась.
Юрий Павленков: Мы потеряли за последние 10 лет систему верифицированного сбора информации о состоянии объектов недвижимости. Начав собирать огромное количество средств собственников на капремонт, фонды не озадачились провести комплексное техническое обследование жилищного фонда страны, чтобы мы получили представление о состоянии, в котором мы живем.
То есть мы даже не знаем о состоянии газового оборудования в стране. Такой статистики не существует. Зато есть данные о взрывах, по крайней мере, больших. Их количество продолжает расти. Только за прошлый год 29 взрывов.
В доме Натальи в Волгограде 2 года назад газ обрушился целый подъезд. 4 человека погибли. Наталье и ее родным повезло, их не было дома. Виноватых нашли быстро — на первом этаже был торговый павильон, его владелец сделал незаконный врез в газопровод. Сейчас он в СИЗО. Пострадавших расселили, и даже выплатили компенсации за утраченное имущество. Другое дело, как их считали: «150 тысяч на человека. А поскольку я одна зарегистрирована, то и получила только я». Жильцы говорят, что за многие годы газовое оборудование у них не проверяли ни разу. И в один день характерный запах почувствовали все.
Тогда резонанс был не слишком большим. Но после взрыва в Шахтах и Магнитогорске, что бы ни было его причиной, зашевелились все. Почти в каждом московском дворе на двери почти каждого подъезда висит предупреждение о проверке.
Мосгаз проводит торжественную проверку газового оборудования. Слесарь тщательно осмотрит плиту, проверит тягу, и проинспектирует колонку. Зинаида Петровна — ответственный жилец, следит за оборудованием очень внимательно. С газом давно на ты. Как и со слесарем. Может именно поэтому телевидение к ней водят уже третий раз.
Впрочем, москвичам, похоже, беспокоиться пока не о чем. Взрывов бытового газа в столице в последние годы не происходило. Мосгаз обещает жителям безопасность. Только впускайте его сотрудников в свои квартиры для проверки.
Кроме старого оборудования есть и другая причина, по которой в квартире может взорваться газ. Учебник камикадзе, не повторяйте это дома — при растущих тарифах на воду, народные умельцы пытаются согреться, включая плиту и перекрывая вентиляцию.