Через неделю выборы — семь депутатов Госдумы, 26 губернаторов, парламенты в 17 регионах России. Но в стране тихо, потому что, как известно, выборы — это как бы выборы. Только Сергей Собянин развернул такую кампанию, как будто ему всерьез противостоят реальные соперники. Предсказуемая, но, наверное, самая скандальная гонка — в Подмосковье. Мусорные войны, арест главы Серпуховского района Шестуна и даже кандидат в один из региональных парламентов — свежеиспеченный гражданин России Джефф Монсон. С подмосковного фронта — Алексей Коростелев.
Нарушив автомобильной сиреной патриархальное спокойствие окрестных деревень, колонна дорожной техники трогается в сторону Петербурга. Это всего лишь репетиция открытия платной дороги М11. К сцене стекаются свежевыбритые работяги в выстиранной униформе: ощущение, что ради пятиминутной речи чиновников для сотрудников устраивали целый кастинг.
Шаг влево, шаг вправо — губернаторский аппарат суетливо расставляет декорации, ФСО заботливо протирает промокший рубильник, а губернатора все нет. Он в Кремле, с докладом.
Сухие цифры мало что скажут непосвященному зрителю, но главное не на бумаге, а во взгляде президента — Воробьев благословлён на второй губернаторский срок.
Лето 2013-ого. Москва уставлена кубами Алексея Навального, повсюду модные красные наклейки с фамилией соперника Сергея Собянина. В метро раздают его программу, город живет предстоящими выборами.
Навальный проиграл в первом туре и больше в выборах не участвовал — с тех пор, кажется, в России не было ни одной большой избирательной кампании с непридуманной интригой. Итог президентских выборов с заоблачным процентом у Путина — венец однообразия российских выборов.
Кампания губернатора Подмосковья — провинциальный гибрид кампаний Путина и Собянина. Однообразные лозунги, команда поддержки из знаменитостей, местные программы благоустройства.
По губернаторской программе «Мой подъезд» только в этом году обещают отремонтировать 30 тысяч подъездов, перед выборами ремонт идет особо ударно.
Александр Лепешкин и Юрий Антунович владеют компаниями, которые как раз и проводили ремонт. Вышло не так, как в рекламе, но заметно лучше, чем было — штукатурка больше не падает на голову, подоконники не публичная пепельница, а стены не летопись отношений неизвестных влюбленных. Жить можно.
Всего компании Александра и Юрия отделали сотню таких подъездов на двоих. Жильцы довольны, власти тоже, но денег, обещанных по госконтракту, бизнесмены и рабочие так и не увидели.
Контракт предприниматели заключили в мае этого года, стоимость — семь миллионов рублей, для стройбизнеса в Воскресенске деньги большие, да и ответственность какая — программа губернаторская. Контакт с местной администрацией не задался с самого начала — по документам требовалось одно, а на совещаниях другое.
То есть подрядчики работали в убыток, но покрыть даже часть расходов и выплатить деньги рабочим не могут. Глава Воскресенска на совещаниях с подрядчиками уговаривал сделать ремонт лучше и дороже — мол, губернатора подставлять перед выборами нельзя. Когда Александр и Юрий поняли, что денег за госконтракт нет, мэр стал таинственно пропадать.
Дальше — обычный «паркет», улыбчивый губернатор позирует на свежем асфальте, произносит пламенную речь и тянет рубильник на себя.
Но предвыборная кампания идет не только у губернатора. Прямых выборов мэров и глав районов в Подмосковье почти не осталось. Исключение — нашумевший этим летом Серпуховский район с его опальным главой Александром Шестуном.
Вместо незарегистрированного Шестуна на выборы идет его жена. После успешного преодоления муниципального фильтра местные избирательные комиссии и Серпуховский суд нашел погрешности в подписных листах — теперь Юлия Шестун пытается вернуть фамилию мужа в избирательный бюллетень
Жена бывшего главы Серпуховского района Юлия Шестун: Областной суд, на мой взгляд принял политически ангажированное решение – оставил решение городского суда в силе.
На следующий день после этого интервью ее муж прекратит голодовку в СИЗО «Лефортово», а пока вести о нем Юлия узнает через адвоката.
Хоть формально Юлия Шестун все еще не зарегистрирована, у нее работает штаб с волонтерами, повсюду расклеены листовки, а неравнодушные граждане обходят квартиры.
Правда, сторонники Шестуна вряд ли сами испытывают проблемы с наружной агитацией — крупнейшей рекламой фирмой в городе, владелицей билбордов, владеют друзья главы района, как и крупнейшая газета и радио «Ока Информ», она связана с семьей Бориса Криводубского, старого друга и партнера Шестуна по бизнесу.
На встречу с Юлией Шестун приходит десяток жителей поселка Большевик. Есть и те, кто за Шестунов голосовать не будет никогда
Пламенная речь кандидата заканчивается рубрикой «вопрос-ответ». Главное на повестке — полигон отходов «Лесная», там весной были митинги, которые поддержала местная власть в лице Шестуна.
Пообещать закрыть свалку Юлия Шестун не может, но обещает протестовать — якобы должно помочь.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Я только и делаю, что встречаюсь с людьми в разных форматах. Мы решаем сложные вопросы и проблемы. В том же Серпухове пять лет назад не было дорог и тротуаров, а теперь там большой прогресс, я вас с этим поздравляю.
Оценку работы своего подчиненного губернатор тоже не дал, зато в вопросах про свалки чувствует себя явно уверенно
Губернатор Московской области Андрей Воробьев: В Московской области очень большое количество неравнодушных людей, активных, мы все заботимся о том, чтобы были соблюдены самые современные экологические стандарты. Проходят большие слушания.
В Волоколамске – центре мусорного протеста — утром 1 сентября жители вновь почувствовали родной запах ТБО «Ядрово». Мэр города тоже выходил на митинги и тоже готовится к выборам — 9 сентября здесь выбирают главу района.
Мэр Волоколамска Петр Лазарев: Я думаю, что меня выберут. Каждый человек надеется на это, идя на выборы.
Но оптимистичный настрой Лазарева, кажется, разбивается о формат голосования. Главу района выберут не жители, а подконтрольные власти депутаты. В таком случае исход выборов кажется предрешенным.
Мэр Волоколамска Петр Лазарев: Понимаете, какая ситуация. Мы привыкли, когда выбирает народ. Происходят какие-то встречи с избирателями, дебаты… А сейчас все происходит по-новому, будут выбирать 16 человек.
Лазарев часто приезжает на свалку дежурить с другими активистами. Но вряд ли это поможет повлияет на результат, ведь в Волоколамск отправили тяжелую артиллерию — район возглавляет Михаил Сылка, бывший замминистра экологии по Московской области.
Мэр Волоколамска Петр Лазарев: Нормальный человек, он мне импонирует как человек. А как с деловой точки зрения… Мне трудно представить его в руководстве района.
А у Андрея Воробьева продолжается предвыборное турне: один день – один сюжет на госканалах, то детсад откроется, то школа, то дорога. Поэтому с нами он говорил недолго – заботливые сотрудники аппарата увели губернатор в то место, откуда его рейтинг будет только расти — несмотря ни на что.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС