«По святым путинским местам»: как президент навсегда изменил Валаам

15/07/2017 - 21:26 (по МСК) Алексей Коростелев
Поддержать ДО ДЬ

На Валааме на этой неделе было не просто паломничество — знатоки кремлевского подковерья утверждают, что перед принятием ключевых решений президент испрашивает там благословения. Какого ключевого решения ждут от Путина, в общем, понятно.

Одновременно с президентом на Валааме побывал Алексей Коростелев.

11 июля для Валаама — главный день в году — день валаамских святых Германа и Сергия. В эти дни на остров каждый год приезжает Владимир Путин. Как правило, неофициально.

Здесь Путина если ли не благословляют на президентство, то уж точно словом Божьим помогают вершить судьбы государства. Даже свой первый отпуск в 2001-ом Путин провел здесь, в окружении монахов.

Мутная фотография рукопожатия каждый день напоминает бывшему мэру Валаама Сергею Григорьеву о той встрече в 2005-ом. Разговор был недолгим, но роковым как для Григорьева, так и для остальных жителей Валаама. Сейчас бывший мэр Григорьев ютится с гражданской женой на материке:

«Я так думаю, он посоветовался с коллегами, и началось – прям через полгода меня начали таскать по судам. Меня тоже выселили, депортировали в другой населенный пункт, сейчас это дело в Верховном суде».

До 89-ого года монастырь на Валааме был заброшен, но в тот год на остров ступили 4 монаха — точка отсчета Валаамского Ренессанса. А с начала нулевых власти светские и церковные решили зачистить остров от местного населения.

Сергей Григорьев: «Я с полной уверенностью могу сказать, что инициатором о признании наших жилых помещений стало не законодательство, а поручение президента. Наговорил лет на 15»

Формально президент поручил дать островитянам благоустроенное жилье. Но то ли по умыслу божьему, то ли из-за безалаберности местных властей, переселяют жителей острова за пределы острова, в промзону.  

Сергей Григорьев: «Вот этот пресловутый дом, Фанерный тупик, 8А. Значит, по всем документам это идет как построенный жилой дом. На самом деле здесь был комбинат – производственные цеха. До этого здесь был мясокомбинат»

Как тут не вспомнить Писание: «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное...». Но переселяться на бывшую свинобойню захотели не все – в квартирах грибок, сырость и нет центрального отопления.

8 квадратных метров – все, что осталось у Дмитрия Синицы после борьбы с монастырем за право жить на Валааме. Кроме как в квартиру-скотообойню ему идти некуда. Год назад зимняя Гостиница, где, как и он, жила большая часть островитян по договору социального найма, сгорела. Обвинять стали Синицу – очаг якобы был в его квартире.

«Мы собрались с друзьями, пили водку. В районе 7-8 часов утра мы остались двое – я и монастырский работник. Он мне дал деньги – чего-то не хватает, давай добавим, дал 1000, и я пошел за водкой. Когда я возвращался, увидел дым, пожарную машину… Спросил пожарника, тот сказал, что горит моя квартира», — рассказал Дмитрий.

В тот же день Синицу забрали в полицию. Следующие полгода он проведет в СИЗО. Обвинения кажутся абсурдными:

«Местный житель, который сам себе поджег квартиру, для того, чтобы монастырю сделать неприятно»

До суда дело так и не дошло. На Валааме уверены – виновных так и не найдут, ведь главный результат уже достигнут.

На Валааме к приезду Путина и патриарха Кирилла готовятся заранее – из ближайшего к острову города Сортавала свозят едва ли не всю местную полицию и ДПС. За годы президентских визитов полиция запомнила всю якобы президентскую недвижимость на Валааме и в окрестностях.

Дорогие яхты на причале, солидные дома на берегу – это коттеджный поселок Дача Винтера, на полпути от Сортавала к Валааму. Дом, который полицейские приписывают президенту находится на отшибе. Финская пресса утверждает, что владеют дачей – структуры Банка России Юрия Ковальчука, товарища Путина по кооперативу «Озеро». Он, кстати, тоже недалеко от Валаама.

К приезду тщательно готовят и сам остров – монахи вычищают брусчатку и пересаживают цветы, у местных временно изымают движимое имущество.

Накануне визита первого лица трапезу делит попечительский совет во главе с Патриархом – весь день над островом курсируют вертолеты.

Сергей Григорьев: «На Валааме его называют Светлый остров. А местные называют его Пьяный остров. И отец Мефодий, когда меня приглашает, я спрашиваю по ошибке – на Пьяный?. А он такой – на какой Пьяный, Светлый! Почему его прозвали Пьяный остров? Потому что там оборудовали все, Шанхаи, как в Китае беседки – и теперь, как приезжают гости… Это [на вертолете] опять кто-то из гостей летит. Гости собираются и? чтобы не пить в храме, всех гостей на остров отвозят»

За одним столом – все тот же кооператив «Озеро»: Геннадий Тимченко, Владимир Якунин, плюс духовенство – игумен Панкратий, настоятель Валаамского монастыря и патриарх Кирилл.

Строго говоря, реконструкция монастыря началась не с Путина, а с Ельцина. В 98-ом он издал указ о присвоении статуса особо охраняемого культурного объекта. В придачу – 200 миллионов рублей госфинансирования. Но это сумма кажется смешной, по сравнению с нынешними вливаниями.

За последние годы только из федерального бюджета на восстановление одной Зимней гостиницы выделено 322 миллиона рублей. 2 с половиной миллиарда дали на электрификацию,  23 миллиона – на охранное телевидение. 362 миллиона – на канализацию и водоснабжение, 121 миллион – на дороги, которые на Валааме не асфальтированы.

Стройка на Валааме идет постоянно – всюду снуют Камазы с щебенкой, слышен треск отбойных молотков. 

До недавнего времени Филипп Муцкевич с женой вели на Валааме бизнес – продавали нехитрые сувениры приезжающим паломникам и туристам. С острова их выселили в 2008-ом, но бизнес не трогали до 2015-ого, пока игумену Панкратию не захотелось провести «ночь длинных ковшей» задолго до Сергея Собянина, рассказывает бывший предприниматель.

Сейчас весь бизнес на острове монастырский. Редкие частные предприятия монастырь изжил – от продуктовых лавок и кафе до транспорта и туристических служб. 

Сергей Григорьев: «Он торговал спиртными напитками, так же, как и все магазины. Это понятно. Монастырь обратился в совет запретить здесь торговлю. Это — свечная лавка, люди, когда идут в храм, покупают свечи. Магазин отобрали, и когда предприниматель уехал, монастырь подал прошение разрешить торговлю спиртным. Вокруг этого вся политика – местным нельзя,  а РПЦ можно все, что угодно».

Сейчас магазин принадлежит ООО «Сэнт», подконтрольной монастырю. Кроме продажи водки и свечй, она же занимается выселением людей с Валаама, эта же фирма оборудовала скотобойню под жилой дом — во всех исках фигурирует только эта компания.

Сергей Григорьев: «Исцом был ООО "Сэнт" и, согласно решению суда, именно ООО "Сэнт" должно был предоставить жилое помещение».

Остальная собственность и деятельность поделена между десятками фондов и некоммерческих партнерств, которую полгода назад раскрыло карельское издание «7х7».

Резиденция патриарха на Валааме находится в Свято-Владмирском скиту. Его построили лишь в 2007-ом – и называют его не иначе как Свято-Путинским. На территории – Владимирская церковь, которая скрыта от непосвященных.

На территории скита, скрытый лесополосой, стоит гостевой дом, якобы предназначенный для президента. Но местные говорят, Путин там не ночует – предпочитает остаться на яхте, припаркованной рядом или в резиденции Святейшего.

Сергей Григорьев живет на одну пенсию и бесплатно борется за право остаться на Валааме для всех, кто попросит. 

«Если суд будет рассматривать дело по закону, то мы выиграем если по понятиям, по звонковой системе – мы проиграем».

Но пока работают лишь понятия. У Григорьева получилось отстоять только сад возле Валаамского монастыря. На сад монастырь давно положил глаз – место хорошее, рядом с причалом. Здесь хотели поставить новые торговые точки, взамен снесенных. Но Григорьев дело выиграл:

«До 53-его года у вас никто этот участок забрать не может. На что я ей – вы понимаете, что я не доживу до 53-его года. Она мне – теперь у вас есть смысл и стимул. Так что я до ста лет доживу».

Местные называют Валаам зеркалом России. Здесь произошла первая реновация с депортацией местного населения, здесь уничтожили малый бизнес, здесь же церковь полностью срослась с государством. Тайну начала предвыборной кампании Кремля на Валааме разгадали уже давно, только их голос уже давно не решающий.

Фото: kremlin.ru

Другие выпуски