Bad trip: как десятки россиян поехали за мечтой, а оказались в страшных азиатских тюрьмах
После окончания университета Сергей Лелеков перебивался случайными заработками. Вакансия мечты попалась в интернете на глаза случайно. Все что требуется — знание английского и любовь к путешествиям. В итоге молодой человек оказался в тайской тюрьме, осужденный на 25 лет.
Владимир Роменский разбирался, как россияне едут путешествовать, а становятся перевозчиками наркотиков.
Романтик и искатель приключений, после окончания университета Сергей Лелеков перебивался случайными заработками. Вакансия мечты попалась в интернете на глаза случайно. Все, что требуется, ― знание английского и любовь к путешествиям.
Из холодной Москвы в Бразилию, оттуда в Таиланд, оплаченные билеты да еще две с половиной тысячи долларов сверху ― разве от такого откажешься? Но одиссея Сергея Лелекова внезапно оборвалась по прилете на Самуи. Ближайшие 25 лет он проведет в тайской тюрьме.
В чемодане с автомагнитолами, которые Сергея попросили перевезти, нашли 6,5 килограммов кокаина. Похожим образом в тюрьмах азиатских стран оказались десятки, если не сотни россиян.
Мария Дапирка задержана в аэропорту Хошимина с тремя килограммами кокаина. Она говорит, что наркотики подбросил любовник-нигериец. Анастасия Новопашина арестована в Маниле в декабре 2016 года. Летела из Сан-Паулу. Ей грозит пожизненное.
Юрий Кирдюшкин, сценарий тот же ― друг предложил подзаработать, перевезти кактусы. Теперь он ожидает суда в филиппинской тюрьме и записывает оттуда видеообращения: «Я оказался на Филиппинах не на пляже с белым песком, а в тюрьме. Хочу, чтобы вы все знали, что у стран Юго-Восточной Азии есть своя изнанка, в которую так легко угодить».
Самый громкий случай произошел в июне 2015 года. Задержанными оказались сразу девять российских граждан. Одна из арестованных указала на местного наркобарона, нигерийца Ленца, который использовал доверчивых россиян втемную. Благодаря представленным доказательствам, ― переписке с Ленцем, ― женщине удалось выйти на свободу.
Но это скорее исключение из правил, говорит Елена Фоминых, у которой своя юридическая фирма в Таиланде. «Однозначно, это тенденция! Они именно настроены на российских граждан», ― утверждает Фоминых.
Лидеры наркокартелей используют в своих целях именно выходцев из бывшего СНГ. Их жертвами становятся чаще всего влюбчивые девушки и студенты-мечтатели, которые из-за кризиса не могут себе больше позволить отдыхать в теплых странах.
Каково это – сидеть в тайской тюрьме, Сергей Лелеков пишет в своих письмах близкой подруге Лиде. «Они спят там тройным вальтом, то есть ноги к ногам, голова к головам. Сережа рассказывает, что там примерно тридцать сантиметров на одного человека», ― объясняет Лида. Заняться в тюрьме совершенно нечем. От безделья и скуки Лелеков изучает язык и рисует картинки для тайских гангстеров.
Лида вспоминает, что вербовщица Юля, чье объявление привлекло Сергея Лелекова, писала, что ее компания занимается транспортировкой эксклюзивных товаров из Бразилии в Таиланд: «Сережа тогда задал вопрос: „Я так понимаю, это какая-то своего рода контрабанда, да? Как вы с таможней справляетесь? Можно какие-то подробности?“. На это ему было отвечено: „Если ты ищешь здесь какой-то подвох, то ты его не найдешь“».
После пары месяцев общения в интернете Сергей согласился лететь. Ему купили билет и прислали бронь гостиницы, как рассказывает он в своем письме из тюрьмы. «Общались мы с Юлей очень непринужденно, она сыпала кучу смайлов и звала меня „пирожочек“. Уже в Бразилии мне выслали по Western Union деньги на отель и пропитание», ― пишет Сергей.
Две недели Сергей Лелеков жил, как обычный турист. Снимал и выкладывал в соцсети смешные ролики. О том, что пора лететь, Юля сообщила неожиданно. У отеля в Сан-Паулу Сергея ожидал бразилец с чемоданом эксклюзивных товаров. Вот тут бы и задаться вопросом ― в чем эксклюзивность автомагнитол и какая необходимость везти их в такую даль?
«Он говорил только по-португальски, поэтому никакого общения у нас не было. За 15 минут он повез меня до стоянки такси. Вынул из багажника чемодан с 12 аудиосистемами и, дав его мне, посадил на такси», ― вспоминает Лелеков.
Первый раз обошлось. Товар был доставлен, а 2,5 тысячи долларов, которые перевела на его счет вербовщица Юля, стали отличным бонусом к полностью оплаченному путешествию. «Все прошло просто идеально. На таможне открыли чемодан, посмотрели, что везет, сказал, что трубы для себя, они закрыли», ― рассказывает Лида.
Вернувшись в Москву, Лелеков рассказал о легком заработке друзьям, и скоро у Юли появились новые курьеры. Алиса давно мечтала поехать в Бразилию, но лишних денег не было. Поэтому рассказ Сергея ее очень заинтересовал. Однако вопросы все еще оставались. Их Алиса и задавала вербовщице Юле. «Девушка очень грамотно обрабатывает людей», ― вспоминает Алиса. ― «У меня мысль, что там можно спрятать наркотики. Она пишет: „Ну ты же можешь посмотреть всё, правильно? И с наркотиками я уж точно не стала бы связываться! Если бы там были наркотики, как ты говоришь, Сережа бы домой не вернулся“».
Алису тогда уберег случай ― перед самым вылетом она слегла с воспалением легких. Повезло и Сергею Голованову ― он проехал этим же маршрутом и благополучно вернулся в Москву. «Я получил чемодан на ленте и отправился с ним на выход из аэропорта. Внутри где-то всё равно я волновался», ― рассказывает Сергей.
В Сан-Паулу ему, так же как и Лелекову, передали чемодан с автомагнитолами внутри и отправили в Бангладеш. Все проверки в аэропорту ничего не выявили. По прилете он заселился в заранее забронированный отель и даже записал поздравление товарищу с участием местных жителей.
Скоро в том же отеле появился еще один постоялец ― из Украины. Именно ему Сергей Голованов и должен был передать чемодан с грузом.
Сергей Голованов, друг Сергея Лелекова: Я спросил его: «А ты вообще знаешь, что мы перевозим?». Он говорит: «Нет, не знаю, мне особо и не интересно было, не задавался вопросом». Я говорю: «Ну понятно, а мы магнитолы перевозим, просто ребята тюнингом занимаются, в Таиланде, видимо, действительно эти магнитолы в цене.
После того, как уже второй человек проехал по маршруту, все подозрения растаяли. Сергей Лелеков списался с Юлей и вновь решил поехать в Бразилию. Ему выдали чемодан и транзитом через Сингапур отправили до Таиланда. Там, по словам Лелекова, и начались неприятности: «Через полземли я прилетел на Самуи и не нашел свой багаж. Написал Юле. Она ответила: „Не беда, так часто бывает“. Я написал заявление о потере багажа и поехал в отель».
Это была последняя ночь Сергея Лелекова на свободе. Он выложил несколько фотографий в интернет и написал романтичный статус: «Сижу на старом лодочном причале в Самуи, болтаю ногами. Под шелест волн, легкую гитарку из соседнего кафе, теплый ветер. Смотрю на звезды и думаю, что жизнь ― прекрасная штука…».
Когда на следующий день он приехал в аэропорт за своим чемоданом, его заковали в наручники и арестовали. Приговора пришлось ждать больше года. Чтобы вместо пожизненного получить 25 лет тюрьмы, Лелеков по совету адвоката признал вину. «Приговор вообще очень быстро прошел, просто ужасно. Пришла судья, просто подняла его и сказала: „Короче, пожизненное тебе, но так как ты работал со следствием – 50 лет, так как ты признал свою вину ― 25“. Развернулась и ушла. Буквально три минуты. Вот и всё», ― рассказывает Лида.
Невольным жертвам наркотрафика, таким как Сергей Лелеков, остается надеяться на помилование ― его обычно приходится ждать 7–8 лет. Несмотря на десятки подобных приговоров, российский МИД хранит молчание. Для сравнения, украинских граждан, осужденных по тем же статьям, Киев признает жертвами ― они проходят по статье «торговля людьми».
Фото на превью: Associated Press