Медный бунт: как на Урале подавляют восстание против строительства ГОКа
К жителям Челябинска, которые требуют запрета строительства нового горно-обогатительного комбината, уже зачастили сотрудники центра по борьбе с экстремизмом. По сведениям организации «Зеленый патруль», Челябинская область по сводному экологическому индексу на втором месте снизу, уступает только свердловской. Об активистах-экстремистах — Тимофей Рожанский.
Суровым челябинским утром к активисту Василию Московцу пришла с обыском оперативная группа. Сопротивление бесполезно. Забрав с собой электронные носители, силовики уезжают восвояси. Василий — активист движения против строительства очередного крупного завода в Челябинске: Горно-обогатительного комбината. Последние четыре года это — главная повестка города и главная причина недовольства горожан.
Ежедневно у мэрии проходят одиночные пикеты, а регулярные митинги против строительства Томинского ГОКа собирают все больше людей. В администрацию президента было отправлено более 160 тысяч подписей, а это — 10% взрослого населения города. На этой неделе видимо настал момент, когда протест решили обезглавить
Василий Московец: Это всего-лишь повод организовать преследование гражданских активистов. Я один из лидеров, поэтому и пришли ко мне и еще к Белогорохову, другому лидеру.
Ровно в то же время постучались к Сергею. Он дверь открывать не стал и через несколько минут оказался на полу. Начался обыск.
Сергей Белогорохов: Даже в лифчиках у жены копались. Видимо, особый интерес у них был к этому. Спрашиваю — ну че, большого террориста поймали? Они говорят — лежи и молчи.
Сергей — водитель газели. В протест включился с самого начала. Не хотел, чтобы из окна его дома был прекрасный вид на трубы нового завода. И ладно бы только вид. Челябинск и так не самый экологичный город в России, а тут под боком новый ГОК.
Строит Томинский ГОК «Русская Медная Компания». Ее основатель Игорь Алтушкин, который занимает 47 место в списке «Форбс». Проект новой штаб-квартиры компании заказали самому Норману Фостеру.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс» совладельцами компании являются два кипрских офшора — Pyracanta Holdings Limited и Tilia Holdings Limited. Томинский ГОК должен замкнуть цикл производства меди — за 14 лет компания выстроила гигантскую инфраструктуру в челябинской области. Сейчас в ней работают 8500 человек. Возможно, эта цифра включает в себя и многочисленных охранников. К территории будущей стройки они не пускают никого — чуть что, охранники вызывают на подкрепление полицию.
Этим летом у леса, который стоит на территории будущей стройки, неожиданно поменялся статус — с защитного на эксплуатационный. И активисты сразу почувствовали разницу.
Василий Московец: Защитный лес нельзя вырубать, а эксплуатационный можно.
На стройку уже завозят материалы, территория огорожена колючей проволокой. Машину мы оставили у дороги и чтобы не привлекать внимание ЧОПа, пробираемся через кусты. К нам подъехали два молодых человека на квадроцикле.
— Запрещена съемка.
— Где запрещена, в лесу?
— Везде. Документы ваши можно посмотреть?
— Можно, конечно. А ваши?
— Я вам покажу, а вы кто?
— Журналист. Вы меня зачем снимаете?
— Для себя.
Территория обнесена массивной колючей проволокой. Не видно ни конца, ни начала. Колючку здесь протянули не так давно. Месяц назад здесь неожиданно вспыхнул очень странный пожар.
Поджигатели, Гамиль Асатулин и Сергей Медведев были сразу же задержаны сотрудниками СОБРа и ФСБ, которые как раз оказались на месте преступления. Активисты уверены, что пожар — это провокация, якобы один из поджигателей — агент спецслужб, специально внедренный в ряды активистов, чтобы выставить их экстремистами. А после задержания выяснилось, что Медведев дает показания на лидера протеста Московца. Якобы, это он уговаривал Асатулина совершить поджог.
Противостояние строителей ГОКа и «медных людей» — так называют активистов — тянется уже четвертый год, но именно этой осенью конфликт резко обострился. Возможно, потому, что им заинтересовались в Москве: президентский совет по правам человека месяц назад рекомендовал включить активистов в рабочую группу по вопросам строительства комбината. Видимо, «медным хозяевам» это не понравилось, считают протестующие, и на них усилили давление. Правда, сдаваться они не собираются — совсем недавно они снова вышли на пикет.