Навальному запретили не только ролик про Рыбку, но и фотографии со знаменитого парада 1945 года — того самого, с поверженными фашистскими знаменами. На архангельского пенсионера Михаила Листова, которому не повезло одновременно оказаться и активистом штаба Навального и патриотом, завели дело. Вот, в чем преступление — на своей странице «ВКонтакте» Листов перепостил одну из тысяч сделанных на Красной площади фото. Михаил Листов рассказал Дождю о штрафе за размещение нацистской символики.
Михаил Листов, пенсионер: Позвонили. На телефон. Просто поднял трубку. Такой-то такой-то, уполномоченный Тисковый из полиции. Прошу прийти в свободное время у нам, явиться. Ну, я удивился, у меня грехов-то нету, зачем.
Ну прямо молодой полицейский, так и так, предъявил сразу дело, раскрыл. У него были там и скриншоты, и опись, когда проверка была. Петербургская ФСБ направила им документы. Я, говорит, правильно описал скриншоты, что у вас с Дня Победы? Я говорю: «Это верно. Это и было. Страница моя, я выкладывал». Вот это я подписал, и все. Протокол отказался, естественно, подписать. А на следующий день буквально суд был. Быстро, семь минут, она все прочитала. Не согласен — не согласен. Все, вышла. Подали жалобу, потом дополнительную жалобу, распечатки, с истории, с учебников.
У меня было их восемь фотографий, но там не было свастики. Но это как вот из учебников, восемь фотографий, и только нашли вот они одну фотографию, с крестиками, ее выделили и скинули, как бы в дело ее пустили. А там было что? Там пламя горело, когда флаги жгли, ну такие, все такое же. Лица крупные, Герои Советского Союза, моряки, с 9 июня с этого 45 года. Видимо, нашли вот одну, с крестами, и признали, что она не соответствует нынешней морали нашего общества. Вот какая тут может быть справедливость? Все на глазах, все ясно это, 99% людей признают, что все нормально. Отменять эту статью надо — пропаганда нацистской символики. Надо разделять, где пропаганда, а где просто память, люди выкладывают. Эта грань большая очень, естественно, если фашисты, нацики ходят, руки вскидывают, всякие, патриоты, русские… Ну вот я так говорю. Это естественно пропаганда. А тут что ж пропаганда? Память?
Дмитрий Джулай, адвокат: Ну, с точки зрения закона, статья, по которой он был привлечен, звучит так: пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Формально, да, его привлекли законно. Но он мог этого избежать, если бы грамотно избрал позицию во время дачи объяснения. Если он, допустим, проживает не один, он мог бы сказать, что доступ к компьютеру и к его странице имеет вся его семья, и неизвестно, кто пользовался его незапароленной страницей ВКонтакте, то есть мог это разместить кто угодно. Его родственники могли бы отказаться от дачи объяснений на основании 51 статьи, и тогда невозможно было бы привлечь кого-то неопределенного. Раньше как бы не было такого внимания к интернет-сетям, но вообще у нас люди, не в обиду никому будет сказано, достаточно неосмотрительны. Министерство юстиции, я знаю, выдвинуло инициативу, чтобы разрешить публикование в целях научных, исторических вот этих фотографий, сведений, но пока как бы изменений в законодательстве, насколько я знаю, нет и не предвидится.
Михаил Листов: Даже одно слово «фашизм» меня, естественно, ошарашило. Потом как-то и смешно, и грешно стало, что такое, мне 60 лет, обоих дедов, не видел, в 1941, обоих. Только призвали, под Мурманском и под Питером ушли. И мать труженица тыла, также уже, под 90. меня это бесит, очень бесит!