«Ленин будто из Comedy Woman»: экспертиза телевизионной Ленинианы на федеральных каналах от Дениса Катаева

12/11/2017 - 00:42 (по МСК) Денис Катаев
Поддержать ДО ДЬ

Телелениниана продолжается. Как и положено, на двух федеральных каналах вышли сериалы о революции. Юбилейные и, конечно, с подтекстом. Причем на обоих в первом ряду героев — таинственный миллионер Парвус, он же Израиль Гельфанд, в роли фактического финансиста Ленина, агента немецкого генштаба. В общем, хотели про революцию Октябрьскую и большевистский террор, а получился опять «автомат Калашникова» — про революцию цветную и мировую закулису. Разбором этой квазиленинианы занялся Денис Катаев. 

От сцены приезда Троцкого в Брест-Литовск у историков полезли на лоб глаза. Это не досадная оплошность сценариста, а историческая неправда. Как следует праздновать юбилей революции, так и не договорились на самом высоком уровне. С Николаем Вторым на иконе и с Лениным в мавзолее все как-то окончательно перемешалось. Потому и главные сериалы на госканалах вышли соответствующие. Вместо исторической правды получите фэнтези или эпический комикс. Искали несостыковки и крамолу в «Матильде» Учителя, а получили настоящую фальсификацию истории на всю страну. При том, что упакованы оба сериала достаточно традиционно и солидно, чтобы поверили. «Троцкий» умело скрывается под маской классического байопика с двумя временными пластами, где герой из условного настоящего вспоминает былое. Внутри — исторические справки и досье про персонажей. А «Демоны революции» упакованы как учебник истории с линейным развитием событий. Все это еще умело скрещивается с квазиисторической хроникой, чтобы еще убедительнее выглядела эта беллетристика. Но стоит приглядеться. 

Возможно, искать ляпы и вовсе бесполезно. Если относиться к этим сериалам как к комиксу, то и не придерешься ведь. И пусть потом Геннадий Андреевич до потери пульса возмущается — это же кино, а не правда жизни. Потому, раз не определились с оценкой тех событий, можно выгодно их использовать для решения проблем дня сегодняшнего. И вот что получается: революцию совершил не народ, о чем нам так долго говорили со времен Эйзенштейна в «Октябре», а — о ужас! — враги России, а кто это? — снова евреи, опальные олигархи и немцы. Главный антигерой в «Демонах» — богатый еврей Александр Парвус, спонсор Великой Октябрьской. Именно он убеждает немцев сделать Ленина немецким шпионом, а тот с радостью на это соглашается.

Вокруг такого злодея все остальные герои революции выглядят карикатурно, жалко и беспомощно. Они на втором плане. Ленин в исполнении Евгения Миронова и вовсе изворотливый и алчный делец, прямо какой-то коррупционер. Образ Ильича от Евгения Стычкина и вовсе бьет наповал, это не просто комедия положений, а что-то из серии шоу Comedy Women. Ну, в общем, вы поняли: враг у нас всегда внешний, революция на экспорт работает. А Парвус – вот это предшественник всех ваших Березовских и Ходорковских. Хотите повторить? Наш народ знает, откуда ждать беды. Что и говорить, вон даже журналисты из New York Times задаются вопросом: был ли Ленин немецким шпионом?

«Это можно будет назвать величайшей операцией влияния за всю историю. На таком фоне сегодняшняя обеспокоенность по поводу российского вмешательства в западные выборы, в том числе в прошлогодние выборы в США, покажется мелочью. Так ли это было?» (NYT) 

Русские евреи — те еще демоны. Именно от них стоит ждать беды. Это не Троцкий, а зажиточный и успешный Лейба Давидович Бронштейн в лице Хабенского говорит с экрана: «Революция — это я. И да, я многих людей обрек на смерть». Этот «жиденок из семнадцатой камеры» —, так называет его в фильме жандарм по фамилии, с настоящей фамилией Троцкий. Еврейское происхождение в «Троцком» акцентируется неоднократно.

Но опять же, как говорит, Дмитрий Быков: все было. И неслучайно: Хабенский в этом качестве уже выступал 12 лет назад в сериале «Есенин» с Сергеем Безруковым. Так что снова ничего нового нам получается, в итоге, и не предложили.

Фото: kinopoisk.ru 

Другие выпуски