За Сергеем Аксеновым и раньше едва поспевала свита, но на прошедшем Петербургском форуме вообще казалось, что глава Крыма то ли догоняет кого-то, то ли наоборот, пытается оторваться от погони. Фирменная улыбка Крымской весны не сходила с его лица, но вместо устремленного в светлое будущее взгляда сейчас в глазах Аксенова – поиски выхода из тупика.
Андрей Ростенко, которого так яростно защищает Аксенов, – бывший мэр Ялты. Еще месяц назад он выглядел образцовым российским управленцем – плотный, брутальный мужчина средних лет, жена-модель, шикарный дом в Ялте. Но все это исчезло 22 мая, когда в одном из московских аэропортов Ростенко встретили силовики.
После этого — Басманный суд, арест в Лефортово, на протокольных фотографиях из суда Ростенко выглядит уже не как плейбой крымского разлива.
Ростенко обвинили в превышении должностных полномочий, следователи нашли махинации с землей санатория МВД России в Алупке. Максимальный срок по такой статье – четыре года тюрьмы.
Евгений Гайворонский, корреспондент информационно-аналитического издания: С открытием моста решили воздать всем по заслугам членам команды Аксенова, которые замешаны в самых масштабных нарушениях, преступлениях. В этой папке лежат документы — они ждали своего часа, открытия моста.
А в папке ялтинского журналиста Евгения Гайворонского материалов явно не меньше, чем у московских следователей. На его теле – следы нападения полугодичной давности, так в Ялте борются с инакомыслием.
Евгений Гайворонский, корреспондент информационно-аналитического издания: Есть такой господнин Тюкаев, застройщик, которого Ростенко некоторое время преследовал по закону, выдавал постановления о сносе незаконных его построений. А потом перестал преследовать. В начале февраля 2017 года на меня вообще напали — сзади ударили по голове, на землю сбили, запинали немножко. То есть, это я связываю с господином Тюкаевым, которого можно понимать как партнера господина Ростенко. Здесь были настоящие 90-ые.
Свой мэрский срок в 2014-ом Ростенко начал по-московски: сносил ларьки с чурчхелой, выгонял аниматоров с шиншиллами – в общем, занялся благоустройством. Под ковш попали и старые кафе и рестораны.
Снести должны были и высотки Дмитрия Тюкаева, девелопера, которого ялтинский журналист обвиняет в нападении. Но бетонные трущобы на ялтинском берегу только росли, а леса вырубались.
Но Аксенов своих не бросает. Тем более, что Ростенко и главу Крыма связывают не только рабочие отношения. Они старые знакомые, а архивы украинской полиции помнят бывшего мэра и главу Крыма по кличкам Ростик и Гоблин – членов ОПГ «Греки» и «Сейлем».
Олега Зубкова, ялтинского предпринимателя и владельца зоопарка на Петербургский форум не пригласили, зато тепло приняли на цирковом фестивале. В слухи про бывшего мэра он не верит – бизнеса это не касалось, во всяком случае до недавнего времени.
Предприниматель Олег Зубков: Как мэр — с хорошими деловыми качествами. Как мэр, который подходил для этого периода управления Ялтой. За четыре года мне не то, что не дали строить новые проекты, но и существующие парки попытались закрыть, отнять.
Четыре года назад Зубков голосовал за «крымнаш», но своим для нового крымского руководства он так и не стал. Сейчас главное, что он ждет – отставки Аксенова.
Предприниматель Олег Зубков: Я думаю, что Арест Ростенко — это просто подбирают ключи к шкафу, в котором хранятся тайные секреты Сергея Аксенова. Андрей Ростенко — ангел, и действия его ангельские по сравнению с тем, что происходит в центре Крыма, с тем, что происходит в правительстве, в недрах, так сказать, аксеновского правления.
Бывший помощник зампредседателя совета министров Крыма Владимир Гарначук: Вся верхушка, которая управляет сейчас реально Крымом, относилась к тем или иным преступным группировкам. Это были «Башмаки», конкуренты «Сейлема», в которую входил, как говорят, Аксенов, «Греки», в которую входил тот же самый Ростенко.
Сейчас Владимир Гарначук – муниципальный депутат в московском районе Тропарево-Никулино, но еще четыре года назад, после присоединения Крыма, был помощником зампредседателя совета министров Крыма и чуть ли не единственным, кто открыто говорил о коррупции на полуострове. Сейчас он уверен, что арест Ростенко – один из признаков скорой отставки Аксенова.
Бывший помощник зампредседателя совета министров Крыма Владимир Гарначук: Аксенов уже доживает последние дни в своей должности, и в ближайшее время мы увидим падение падишаха Крыма. Я думаю, что после Петерубргского экономического форума все дело закончится.
На помпезных кадрах открытия крымского моста Сергея Аксенова почти не видно. Это в общем, логично. Ведь по мосту не просто проехал Путин, а следом за ним восторженные россияне. По этому мосту Федеральная власть идет наводить новые порядки в Крыму
Бывший помощник зампредседателя совета министров Крыма Владимир Гарначук: К правительству РФ Аксенов относится очень отрицательно. И это, к сожалению, влияет в том числе на выделение финансирования и согласование документов, крайне важных для Крыма. На сегодняшний момент крыши у него как таковой не осталось. У него была индульгенция, которая... он забыл, что она закончилась год назад.
Даже в правительстве Крыма Аксенов остался чуть ли не один – многие его сторонники получили сигналы о возможных уголовных делах и скрылись в неизвестном направлении. Правая рука Аксенова Виталий Нахлупин, который и отвечал за потоки федеральных денег и не выполненные федеральные целевые программы, по словам Гарначука, уехал на родину, в Луганск.
Бывший помощник зампредседателя совета министров Крыма Владимир Гарначук: Они занимаются сейчас конкретным инфраструктурным построением финансово-промышленных групп, которые завязаны на инфраструктурных проектах — это карьеры, производство бетона, конечно, земли на южном берегу Крыма, который является золотыми землями, — и вот таким образом фиксируют там свои активы для того, чтобы после отставки заниматься, так сказать, своими делами ужев свободном режиме.
С перестановками в федеральном правительстве появляются варианты для нового крымского руководства. По сведениям Гарначука, возглавить Крым могут Михаил Бабич – полномочный представитель президента в Приволжском округе — или министр юстиции Александр Коновалов. Александра Ткачева, бывшего министра сельского хозяйства, прочат в полпреды в Южном федеральном округе.
Бывший помощник зампредседателя совета министров Крыма Владимир Гарначук: Любой практически кандидат, который идет на место Аксенова, будет лучше, чем то, что сейчас происходит в Крыму.
Но несмотря на провалы Аксенов остается в глазах многих героем Крымской весны – как минимум это защитит его от возможных уголовных дел, а максимум – формально оставит у власти.
Активист Александр Талипов: Максимум, что ему сейчас грозит, — это разделение полномочий главы республики Крым и председателя правительства, то есть, грубо говоря, за ним власть оставит главу республики — это больше представительская роль, а вся исполнительная власть, разделение средств ЦБ, координация деятельности органов исполнительной власти лежит на представителе совета министров.
На открытии крымского моста, кажется, показали не только очередной триумф державы и её лидера. Это последний вздох старой крымской власти – бизнесменов из Луганска, Ростиков, Гоблинов, Греков, депутатов с украинскими паспортами и других местных князьков. Спустя четыре года по новому мосту в Крым приходит Москва.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС