Террористы из страйкбола: родные и коллеги о новых «крымских диверсантах»

Эксклюзив Дождя
12/11/2016 - 23:42 (по МСК) Владимир Роменский

«Они готовили в Москве и Петербурге теракты по подобию прошлогодних парижских», — источники российской газеты в ФСБ сообщили о задержании группы выходцев из стран средней Азии со взрывчаткой и стрелковым оружием. ФСБ опубликовала видео обыска и допроса одного из задержанных, он почему‑то раздет.  С 17 секунды звук стерт. 

А 10 ноября в Крыму ФСБ задержала новых «крымских диверсантов», по мнению ведомства, работавших на украинскую военную разведку. Это уже второй эпизод. В августе ФСБ сообщила о предотвращении теракта в Крыму. Двое арестованных находятся в «Лефортово». О новых террористах в Крыму — Владимир Роменский. 

Евгений Инальев, капитан страйкбольной команды: Дмитрий всегда стремился быть хорошим. Играл за светлую строну. Светлая сторона — это всегда войска блока РФ.

Друг Дмитрия Штыбликова — одного из трех задержанных по делу о новых «крымских диверсантах» — показывает свой арсенал. Автоматов и винтовок у него в гараже даже больше, чем у арестованного Штыбликова. Только вот убить таким оружием невозможно. Именно страйкбольное оружие оперативники ФСБ демонстрировали на единственной видеозаписи задержания.

Ненастоящие автоматы Дмитрия Штибликова ФСБ показала на всю страну. Но изымать арсенал не стали. Даже оперативники понимают, что это всего лишь игрушки.

Обвиняемый в подготовке диверсии Дмитрий Штыбликов действительно когда-то имел отношение к украинской разведке, признают его родственники.

Алексей Штыбликов, брат арестованного: «Он учился в Киевском общевойсковом училище.А потом его перевели, он служил в Перевальном, там он руководил разведротой, но это было давно»

До недавнего времени Штыбликов работал в Центре содействия изучению геополитических проблем Черноморского региона и евроатлантического сотрудничества «Номос». Структура оказывала содействие и Украинскому МИДу, и военным. Но после присоединения Крыма к России центр «Номос» закрылся. Штыбликов пошел работать на флот. По словам брата Штыбликова, уже тогда на него впервые обратили внимание силовики.

Алексей Штыбликов, брат арестованного: Он работал на складах черноморского флота. То есть при приеме на работу — я вчера много раз об этом говорил — его проверяла ФСБ, то есть он не незаконным путем туда проник. Он там работал официально.

С флотом был связан и другой задержанный, Владимир Дудка. К украинской разведке он тоже когда-то имел отношение. Об этом рассказал его брат, с которым мы встретились в небольшой деревеньке под украинскими Сумами.

Петр Дудка, брат арестованного: «После развала союза попал он в бригаду разведки. Такая стояла бригада кораблей черноморского флота. А после развала Советского Союза он перешел служить в военно-морские силы Украины. Командовал кораблем. «Симферопол» был такой корабль, а потом служил в штабе»

В последние годы 52-летний Владимир Дудка работал в МЧС сапером. Он уничтожал снаряды, оставшиеся со Второй мировой. Со Штыбликовым и еще с одним задержанным по этому делу — Алексеем Бессарабовым он был давно и хорошо знаком.

Петр Дудка, брат арестованного: «Это его друзья. Он общался. Я этих людей тоже знаю. Лешу и Диму. И когда они работали в «Номосе», мы с братом заходили к ним в гости. Они были близкие друзья».

Алексей Бессарабов, как и Штыбликов был экспертом центра «Номос». Вместе они издавали журнал «Черноморская безопасность». Их бывший коллега Максим Майоров после событий 2014 года уехал в Киев. ­­

Максим Майоров, бывший эксперт центра «Номос»: Эти журналы не были рупором пропаганды проукраинской, они, наоборот, были площадкой для высказывания разных экспертных мнений, в том числе в этом журнале были статьи тех людей, которые сейчас хорошо устроились в Крыму и не скрывали своих пророссийских позиций.

Майоров вспоминает — удивительно, но в одной из своих статей еще 8 лет назад Штыбликов предсказывал войну между Россией и Украиной. Тогда коллеги посмеивались, а теперь думают, что Штыбликова могли задержать в отместку за давнюю статью.

Вот выдержка из статьи Дмитрий Штыбликова: «Украинско-российские отношения в последнее время приобретают угрожающий характер. К сожалению, все чаще завуалировано звучит слово „война“. Тема войны с Украиной давно стала популярной в российских массмедиа. Впечатление такое, что россиян целенаправлено готовят к войне с Украиной. В интернете появилось масса сценариев возврата Украины в братскую семью»

Теперь жертвой предсказанного противостояния Москвы и Киева стал сам Дмитрий Штыбликов и двое его товарищей. Но на их месте могли, и в будущем еще могут оказаться и другие люди.

Максим Майоров, бывший эксперт центра «Номос»: В Крыму осталось очень много людей, которые раньше, до 2014 года, высказывали проукраинскую позицию, и к которым могут быть предъявлены такие же претензии. Мне кажется, Дмитрий и Алексей попали в общий черный список, который достаточно обширный, который, возможно, насчитывает тысячи позиций.

В ФСБ заявляют, что все трое арестованных уже признали свою вину и назвались кадровыми украинскими разведчиками. Показания они дали уже на следующий день после задержания. Точно так же было в Крыму и в прошлом августе. Андрей Захтей и Евгений Панов на камеры ФСБ говорили, что работают на украинскую разведку. Сейчас оба арестованных в августе заявляют, что оговорили себя, что их шантажировали здоровьем родных и пытали.

Адвокаты месяцами не могли попасть к арестантам. К новым «диверсантам», задержанным на этой неделе защитники попасть тоже не могут.

Петр Дудка, брат арестованного: Я не сомневаюсь, что на брата осуществляется как физическое, так и моральное давление о признании своей вины. Я имею в виду не только своего брата. Я имею в виду и ребят всех троих.

В ФСБ скрывают, где именно сейчас находятся подозреваемые в диверсии. Зато источник «Интерфакса» делает заявления больше похожие на угрозы: «Операция способствовала выявлению информаторов на полуострове. В этой связи не исключены новые задержания». А значит диверсантом теперь может стать каждый у кого дома найдут страйкбольные автоматы, сувенирную визитку Яроша и коробочку с украинским трезубцем. Других доказательств следствие пока не предъявило.

Фото: Дмитрий Штыбликов/Одноклассники

Другие выпуски