Всю неделю СМИ наблюдали за «убийством» и «воскрешением» Аркадия Бабченко, объяснениями СБУ и задержанием возможного заказчика этого убийства. Все эти дни в Киеве был наш корреспондент Илья Шепелин — он предусмотрительно взял с собой все черное для похорон, а понадобилось жовто-блакитное для празднования триумфа СБУ.
Журналист Аркадий Бабченко: Вот я о репутации не думал совершенно. Я думал лишь бы о том, чтобы остаться живым и чтобы моя семья была в безопасности.
Вечером во вторник информационные ленты взорвались из-за новости о том, что журналист Аркадий Бабченко был убит в Киеве.
Новость об убийстве Аркадия Бабченко не могла быть фейком — служба безопасности Украины показала фотографии с бездыханным телом и отчиталась: труп доставлен в морг. Эта внезапность даже заставила фронт пропаганды стать чуть-чуть человечнее к врагу.
Я его знал очень хорошо, мы с ним много общались человек прошел две войны сам, в восьмом году он был в Грузии и Южной Осетии, он там был с нашими военными.
За сутки вышли сотни сотни трогательных некрологов в СМИ, тысячи сообщений в социальных сетях.
Журналист Павел Каныгин: Мы всегда были друзьями, и эта трагедия непостижима.
Паша Каныгин прилетел в Киев из Москвы сразу после новости о смерти. Бабченко был его старшим товарищем в «Новой газете» и даже учил водить машину. Теперь Каныгину предстояло решать, как везти тело друга на похороны в Москву. Прямого авиасообщения между Москвой и Киевом сейчас нет, перевезти тело — это не смотаться на Украину с пересадкой в Минске. Но вопрос перевозки решился сам собой.
Неловкая цитата из вечного шоу «Поле чудес» — «Аркадий в студию!» — подошла ко времени как нельзя лучше. Хотя происходящее больше походило на другую передачу «Первого» канала «Розыгрыш», аплодисменты точно были не наиграны.
В этот день на Майдане должна была пройти акция памяти. В итоге люди пришли на акцию воскрешения. Хмурые скорбецы, не читавшие новости, недоумевали, почему кто-то радуется смерти.
Но постепенно радость сменялась вопросами: а что это вообще было было? Украинская журналистка Ирина Ромалийская одной из первых получила подтверждение о смерти Бабченко. А теперь оно оказалось фейком.
Журналистка Ирина Ромалийская: Сложно на самом деле сформулировать эмоции. Первое, что ура, Бабченко жив, второе нахлынуло — нахлынуло то, что нас обманули, нас использовали. И это в адрес службы безопасности.
Брифинг с возрождением Бабченко моментально превратился из следственного эксперимента в политический отчет об успехах действующей власти и пристыжение оппозиции.
После доклада об успешности журналисты пытались узнать о том, как продвинулось расследование настоящего убийства, а не инсценированного. Павла Шеремета взорвали два года назад, но это расследование впору тоже назвать умершим. Глава СБУ Василий Грицак ответил не в пример своей словоохотливости.
Но зато Грицак сразу назвал заказчиков — преступление цинично совершили чекисты. Глава СБУ уточнил: российские. Сам-то он тоже чекист: в 1990 году поступил на службу в КГБ СССР.
Еще через час пережившего информационную смерть журналиста привезли на фотосессию к президенту Украины. В домашних трениках и балахоне, засунув руки в карманы, Бабченко, потупив взгляд в позолоченный интерьер, слушал Петра Порошенко.
«Покупай машину» — одна немногих фраз, которые можно разобрать на видео, представленное СБУ как передача денег убийце. Причем организатора убийства Бориса Германа, владельца оружейной конторы«Шмайсер», с поличным так и не задержали.
Убийство Бабченко Герман зачем-то доверил не профессиональному киллеру, а религиозному фанатику и квасному патриоту Алексею Цымбалюку — бывшему священнику русской, а потом украинской православной церкви. Теперь Цымбалюк проповедует сам по себе — так он несколько месяцев назад навестил в больнице титушку времен Майдана Юрия Крысина.
Привычным движением бывший иеродиакон взмахнул рукой — правда, на этот раз в его руке вместо кадила была ампула зеленки. Титушку Крысина за причастность к убийству осудили на четыре года условно. Тогда отставной иеродиакон с единомышленниками пошел вершить суд божий.
Цымбалюк и его товарищи называют себя «командой добра». Украинские националисты, как их братья по разуму из России движение СЕРБ, имеют склонность к зеленке и испражнениям. В мае они окатили главу Россотрудничества в Киеве.
Теперь Цымбалюк не удержался и объявил о своем участии в покушении на Бабченко в фейсбуке, не дожидаясь, когда об этом сообщат правоохранительные органы. Получив заказ от Германа, Цымбалюк первым делом пошел отчитываться в СБУ — там ему предложили провести задуманную операцию и взять заказчика.
Текст поста Алексея Цымбалюка в фейсбуке: После обнародования записи получения мной аванса за убийство человека, без изменения моего голоса шифроваться смысла не вижу. <...> Прекрасно, что в службе работают талантливые молодые опера, к которым спокойно идешь с информацией о заказах на убийства.
Выбор исполнителя убийства поразил даже пресс-секретаря СБУ. Сперва пост с его откровениями она назвала фейком.
Но это оказалось правдой, и вскоре представитель службы безопасности удалила пост. Зато сам организатор признался в суде, что тоже завербован украинской контрразведкой, про инсценировку знал, а теперь стал жертвой борьбы департаментов одной спецслужбы.
Смерть Аркадия Бабченко оказалась выдумкой, хотя все в нее поверили. Теперь сложно поверить, что само покушение было правдой, а не выдумкой, на которые горазды сестры-спецслужбы ФСБ и СБУ.
Полтора года назад Бабченко эмигрировал из России. Он бежал от диктата спецслужб, а теперь сам оказался взаперти у их коллег через границу. Теперь Бабченко содержится под охраной и живет в неизвестном месте. На вечеринку друзей по поводу его воскрешения ожившего не выпустили.
В киевском секретном баре радостно отмечают возрождение друга и одновременно настороженно переглядываются: чудесное воскресение оказалось мутной спецоперацией, в которую втянули старого товарища. Но хотя бы место на московском кладбище пока достанется кому-то другому.
Журналист Павел Каныгин: Я скажу, что, Аркаша, мы тебя любим, и рады , что ты живой. Но не надо испытывать нервы своих близких, даже если это стоило операции целой спецслужбы. Но мы его любим, мы рады, что все закончилось именно так. Вообще не важно, что, лишь бы живой.
Фото: АР