«Это наша земля!» Кто спровоцировал беспорядки в Кабардино-Балкарии, от которых едва не вспыхнул весь Кавказ

22/09/2018 - 22:16 (по МСК) Тимофей Рожанский
Поддержать ДО ДЬ

17 сентября группа кабардинцев решила отпраздновать 310-летие Канжальской битвы — полумифического события, которое чрезвычайно важно в самоидентификации кабардинского народа. Но на пути всадникам-краеведам встали жители населенного балкарцами села Кенделен, и историческая экспедиция могла превратиться в межэтническую войну. На месте противостояния даже появились ОМОН и бойцы Росгвардии со щитами. О местах боев — Тимофей Рожанский

Кажется, это уже традиция. Резиновые пули, дымовые шашки, горячая кровь. Кабардинцы опять схлестнулись с балкарцами. Разнимали всей республикой. Новая битва при Кенделене шла 2 дня с перерывами. Дорогу в село перекрыли силовики.

Ханапи сообщает селянам в групповом чате, что все спокойно. Страсти быстро улеглись, из силовиков остались только ГАИшники, пара автоматчиков и на всякий случай один припаркованный в кустах БТР. Но три дня назад, когда к Кенделену выдвинулась кабардинская конница, их встретили только местные жители.

Ханапи Энеев, житель села Кенделен: Людей было много. Мы просто-напросто загородили им путь. С их стороны лозунги, призывы к полному уничтожению нашего народа прямо в открытую шли, открытым текстом.

Село Кенделен зажато между двух ущелий — Баксан и Тызыл, сюда ведет только одна дорога, другой нет. А за селом стоит гора Канжал, она священна для кабардинцев.

Кабардинцы шли к горе, чтобы отпраздновать годовщину Канжальской битвы, важнейшего события в их истории, когда они разбили войско крымского хана. Балкарцы уверены, что сама битва миф, а если она и была, то кабардинцы тут не при чем.

Ханапи Энеев, житель села Кенделен: Это не их битва. Она произошла, когда их еще здесь не было. Эта битва произошла в 1600-е года. А нет так как они подводят в 1700-е, это неправда.

Обойти балкарское село по дороге к священной для кабардинцев горе можно только горными тропами. Гордость не позволила, пошли единственной прямой дорогой.

Ханапи Энеев, житель села Кенделен: В древности, если человек верхом на лошади проходил через населенный пункт, это считалось оскорбительным. Мы выше вас. Вот этот жест означает, мы выше вас. Это означает оскорбление.

Оскорбились и мужчины, и женщины.

Арифахан, жительница села Кенделен: Взяла платок, кинула перед ними вот так. Они стояли там, я стояла здесь, а один бородатый большой, здоровый вышел, взял платок и выкинул в сторону.

По местным обычаям, если женщина кидает платок между двумя мужчинами, они должны немедленно помириться. Но кабардинцы прошли дальше. Арифахан побежала за ними вслед, чтобы не допустить драки.

Арифахан, жительница села Кенделен: Войны конечно боимся. И за своих мужчин боимся. У нас же тоже есть дети с горячими головами. Никто у нас не проиграет, говорят они. Пусть сидят у себя дома и там воюют. А нас пусть не трогают.

Балкарцы выставили кордон из автомобилей, но шествие он задержал ненадолго. Тут же пролилась первая кровь.

Ханафий Теппеев, старейший житель Кенделена: Я думал, они остановятся, и я поговорю с ними. Как старик, они послушают меня. Они подошли. Молча. По-кабардински: «Адыге ойой». Выкинули туда в сторону. Я вылетел с дороги.

Ханафий — старейший житель Кенделена. За всю свою жизнь он лишь однажды видел национальный конфликт между кабардинцами и балкарцами, но сразу добавляет, что почва для него безусловно есть.

Ханафий Теппеев, старейший житель Кенделена: Кабардинцы сильные. Недавно сделали анализ, во всех постах находятся кабардинцы. 6 постов только у балкарцев. 6! А сколько постов есть? Слабый всегда слабый, а сильный всегда сильный. У сильного всегда слабый виноват.

Сейчас Ханафий в больнице в соседнем Тырныаузе. Это единственный город республики, гда балкарцы в большинстве. В родном селе он всегда чувствовал себя в безопасности, но теперь не уверен ни в чем.

Ханафий Теппеев, старейший житель Кенделена: Теперь жди, когда они придут еще. Когда нападут еще? Один Аллах знает.

Науруз сообщает друзьям, что с ним все в порядке. В битве при Кенделене он был на стороне Кабардинцев и почти не пострадал. Его другу Мартину досталось больше, у него пытались отобрать флаг.

Науруз Агоев, житель Нальчика: Мы возмущаемся тем фактом, что мы не можем спокойно передвигаться по республиканским землям. Не должно существовать каких-то этнических земель, это все территория Российской Федерации.

Науруз говорит, что балкарцы заранее предупредили, к ним в село лучше не соваться. И тогда это стало делом чести.

Науруз Агоев, житель Нальчика: Были многочисленные провокации среди местных жителей, которые при виде черкесских флагов пытались нападать, отбирать, но наша молодежь активно группировалась, откидывала в сторону бунтовщиков.

Колонна прошла до моста в центре села. Там ее удалось остановить. Начались переговоры. Колонну кабардинцев пропустили, при условии, что они спустят флаги. Казалось, конфликт исчерпан, но это было только начало. Потому что дорога домой, на следующий день, тоже лежала через Кенделен.

Мартин Кочесоков, житель Нальчика: В центре села, на мосту ОМОН перекрыл нам дорогу. И с той стороны собралась группа балкарцев. Они предложили, чтобы мы нашли общий язык с балкарцами.

Общий язык у кабардинцев и балкарцев только русский. Договориться не получилось.

Науруз Агоев, житель Нальчика: «Это наша земля. Вы вообще кто такие?» И тут начинается драка. Летят камни в нас, начинается кромешный ад с камнепадом со стороны балкарцев.

Про камнепад обе стороны говорят неохотно. Тем временем к селу стянулось подкрепление. Из соседних сел и даже из Нальчика. Кабардинцы пришли встречать своих всадников. А местной Росгвардии пришла подмога из Чечни и Ингушетии.

В итоге силовики вытеснили кабардинцев из села. Официальных данных о количестве задержанных нет до сих пор. А в соцсетях уже начался флешмоб за дружбу между народами.

Мария Локьяева, жительница Кенделена: У меня пятеро ребят. Что будет, если будет война между ними? Кого пощадят, если даже сейчас никто не видел, как они сюда зашли?

Науруз Агоев, житель Нальчика: Нам было интересно только показать, что на территории нашей республики мы имеем полное право передвигаться как мы хотим, не спрашивая разрешения ни у кого.

Полыхнуло горячо, но полыхало недолго. О конфликте в кавказской республике уже стали забывать. До следующей годовщины Канжальской битвы.

Другие выпуски