Совладельцев группы компаний «Сумма» братьев Магомедовых подозревают в целом ряде преступлений. Одно из главных, по версии следствия, было совершено в Калининграде. Якобы братья зарыли в песок 750 миллионов бюджетных рублей. А точнее, утопили в болоте, пытаясь подготовить почву для строительства стадиона к Чемпионату мира на острове Октябрьский.
Часть острова, чуть подальше от стадиона — здесь еще не была произведена присыпка, строить тут нельзя, тут по большому счету сейчас болото. Но предполагается, что вскоре именно сюда переедет центр города.
Еще каких-то 5−6 лет назад весь остров выглядел примерно так же. Но у властей Калининграда возникла смелая мысль построить стадион на болоте, чтобы за счет федерального бюджета облагородить этот район и перенести в него центр города. Но сначала болото надо было быстро засыпать. За выполнение взялись братья Магомедовы с их компанией «ГлобалЭлектроСервис», но что-то пошло не так.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: Стали использовать те пески, которые, мягко говоря, не предназначены для этого…
Игорь Плешков — бизнесмен. Он, как и братья Магомедовы, возил песок на стройплощадку стадиона. За свой песок Игорь ручается, к нему у правоохранителей вопросов на засыпку не возникло. Но кроме Игоря сюда везли песок сотни грузовиков других компаний.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: Он достаточно мелкий и пылит. Сколько здесь процент содержания глинистых, илистых определить трудно, но для этого существуют лаборатории.
В одну из таких лабораторий отнесли песок со стройки сотрудники «Трансперенси Интернешнл».
Илья Шуманов, заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия»: Брали пробы этого песка, отвозили в лабораторию, и лаборатория через какое-то время выдала некое заключение. Мы сравнили это заключение с техническими характеристиками, которые были заявлены в ТЗ госконтракту, и выявили существенное отличие не в пользу песка, который был завезен на строительную площадку.
Песок, которым засыпали остров, должен был консолидировать грунты. То есть, сделать так, чтобы вода не задерживалась в земле и уходила в пойму реки. Но экспертиза обнаружила высокое содержание суглинка в песке, который задерживал в нем влагу.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: «Поэтому то выражение, что вода ушла в песок, оно как раз должно было быть здесь. Но вот вы видите, что вода стоит, к сожалению. Солнце светит, а вода стоит на песке. Если бы сейчас шел дождь, мы бы тут плавали».
В Калининградской области несколько песчаных карьеров. Отличает их не только качество песка, но и удаленность от места строительства. На карьере примерно в 50 километрах от города — у грузовых машин, наполненных песком, этот путь занимает довольно много времени. Но зато песок здесь почти идеальный.
Он здесь мелкий, чистый, пропускает воду и прекрасно подходит для присыпки острова. Но основная масса грузовиков все-же предпочитала этому карьеру другой.
Другой карьер, он гораздо ближе к городу — даже невооруженным глазом видно, что песок здесь совершенно другой по своей структуре. И даже на ощупь он более мягкий. Именно этот песок сейчас засыпан под стадион «Калиниград» и именно из-за него грунт начал проседать. И дело не в том, что он дешевле. Он просто ближе.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: Километр тонны с пробегом стоил 2,5 рубля. То есть каждый километр песок дорожал на 2,5 рубля. Два ближайших карьера уже имели разницу стоимости песка 100 рублей.
Игорь возил песок только с чистого карьера, не пытаясь экономить на качестве. Но зная кухню изнутри, он далек от того, чтобы осуждать Магомедовых. По его словам, они изначально были заложниками ситуации.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: «Когда делается проект, безусловно, не подразумеваются такие затраты как откаты, взятки, лоббирование каких-то вещей. И поэтому когда уже надо строить, денег на это, к сожалению не остается, а построить каким-то образом надо».
А значит, приходится экономить. Доставка песка — главная статья расходов. Теперь областная администрация требует от группы «Сумма» забрать ненужный песок себе, а под стадион засыпать другой песок, правильный.
Вадим Хлебников, заместитель главного редактора издания «Новый Калининград»: Областное правительство постоянно находится в напряжении и всем рассказывает, что никаких проблем на этом засыпанном острове не существует. Там все прекрасно, все готово к приему Чемпионата мира, и все напряжение ошибочно, и так далее. При этом они сейчас находятся в суде по поводу того, что им нужно забрать из-под острова весь песок и привезти какой-то другой песок обратно.
Вадим Хлебником журналист независимого издания «Новый Калининград» с самого начала следил за ходом строительства стадиона и ему дело против Магомедовых кажется странным. И развязки этой истории с нетерпением ждет весь город.
Вадим Хлебников, заместитель главного редактора издания «Новый Калининград»: Будущее данной территории, в которую область вложила огромное количество средств, очень интересно. Что они туда, в конце концов, насыпали? Мы пожертвовали огромным количеством социальных инфраструктурных объектов ради этой территории.
Территорию еще предстоит облагородить. До Чемпионата мира остается пара месяцев, а вокруг стадиона как и под ним — песок, в который ушли и бюджетные средства и амбиции властей эффектно провести главный мировой спортивный турнир и облагородить целый район Калининграда.
Игорь Плешков, руководитель компании «Томас Бетон»: «Если уже все называть своими именами, то та статья, которая вменяется братьям Магомедовым, создание преступного сообщества… У нас сегодня преступное сообщество находится во всех пяти башнях кремля. Они создали эти преступные условия. Почему об этом сегодня никто не говорит?»