Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: После всех мусорных бунтов в Волоколамске и Коломне — что-то начинается и у нас.
Эльхан Мардалиев, депутат ярославской областной Думы от КПРФ: Получается, что московские власти нашли новую свалку — всю Ярославскую область. Буквально 4 дня назад поступили звонки от взволнованных граждан о том, что под Ярославлем едут большие машины с мусором.
Если московские коммунисты интересуют общественность разве что наличием усов у Павла Грудинина, то ярославские — идут в бой решительно, как в последний. Вот начальник Эльхана Мардалиева Александр Васильев, словно на баррикады лезет на мусоровоз и добывает пока что главную улику оппозиции:
— Откуда везете?
— Из Москвы. Не надо снимать, мы засекреченные!
Только это видео является прямым свидетельством начала завала Ярославской области московским мусором. И хоть все остальное пока что просто догадки, местные политики уже готовы поднять очередной мусорный бунт. Начали с пикетов в центре города. Пока одни рисуют плакаты, другие — дежурят на полигоне, высматривают мусоровозы из Москвы.
Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: Сегодня конечно же никаких колонн из Москвы не заметили — поднялся шум, многие СМИ подключились.
Кажется, у кучи московского мусора в Ярославле получилось то, что не получилось ни у одного оппозиционного политика. Александр Сергеев даром что работает в штабе Навального, бок о бок идти с коммунистами не брезгует.
Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: В любом регионе такая же обстановка случилась бы… У нас коммунисты адекватные.
По дороге к свалке Александр хвалится — их чат в пока не заблокированного Телеграма за сутки собралось 150 человек и каждый ищет по области московский мусоровоз. Разговор прерывает охрана. Сегодня охранник неразговорчив, хотя, по рассказам протестующих, еще не получив нагоняй от начальства, он сам чуть ли не показывал — кто и откуда привозит мусор в «Скоково». Теперь своего от чужого приходится отличать самостоятельно.
Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: Машины с московскими номерами наш главный коммунист вчера заметил. Наличие номеров — не доказательство, важно их направление — откуда они везут.
Хоть полигон стоит рядом с городом — даже без свалки вид на окрестности не может спасти наступившая весна. За свалкой ТЭЦ, за ТЭЦ крематорий, за крематорием — пустота. Деревня Скоково — в честь нее назван полигон, кажется заброшенной уже много лет. Чуть подтаявший снег давно не топтала нога человека
Среди покосившихся домов один все-таки жилой. Тетя Нина родилась в этой деревне и видела горизонт еще не заваленный твердыми бытовыми отходами.
Тетя Нина, жительница Скоково: Там столько было белого гриба, а малины — пойдешь и ведро наберешь. А сейчас чего? Каждый день везут, да такие здоровенные машины — это ужас. Никакого житья нам, сынок, нет.
Две операции на коленях, а все без толку — протестовать она вряд ли выйдет. Да и выхода у нее нет большую часть зимы. Зато мусоровозам — раздолье.
Тетя Нина, жительница Скоково: Снега чистят, навалят — не пройти. И я упала, мужчина возил кипы, видит: ноги — «А, это, видать, баба Нина». Если бы не Юра я бы погибла, это было бы судебно дело.
Муж умер 30 лет назад, обоих сыновей схоронила за последний год — помощи тете Нине ждать не от кого: если раньше начальство полигона было местное и хоть чем-то помогало, то теперь вся власть — столице.
Тетя Нина, жительница Скоково: Сейчас москвичи — помешались, *****… Ты уж извини, 89 лет — матом ругаться стала… Каждый месяц через месяц меняется начальство. И сколько же они будут валить… И все в Волгу… Ты подумай, сынок, как тут людям жить.
А тем временем на полигон приехала еще одна съемочная группа — местные камеры провозят на полигон без вопросов, а саму свалку готовят к минуте славы.
Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: Первая машина проезжает через ванну дезинфекции на камеры местного телевидения — то есть по телевизору нам сегодня расскажут, что все супер хорошо.
После съемок из машины показывается начальство. Все подозрения отвергает. Но главный аргумент оппозиции — видео с проговорившимся водителем ставит их в тупик.
Юлия Елизарова, начальник отдела охраны окружающей среды полигона «Скоково»: Тут много этих машин… Со слов Воробьева? Видеозапись? Ничего не знаю. Есть слухи, а есть объективная реальность. Есть 5 компаний, которые возят мусор на полигон. У многих есть машины с московскими номерами. По закону, как нам водитель объяснял, номера теперь менять не нужно.
По закону, Москва может возить свой мусор в Ярославскую область, но для этого между регионами нужно заключить соглашение — все официально и публично, а не в кулуарах. Но тогда были бы протесты. Ярославль — город строптивый. В Думу избирали Немцова, в мэры — Урлашова. После нескольких законов и ужесточений — у власти московские варяги, главный из них — губернатор, бывший охранник Путина Дмитрий Миронов
Александр Сергеев, координатор штаба Навального в Ярославле: Глава правительства области Степаненко — бывший министр сельского хозяйства Московской области. Что касается Дмитрия Миронова — здесь очень интересный момент — он нелюдим такой, не ходит на заседания Облдумы, не общается с журналистами.
Местные боятся, что вместе с властью в Ярославль могут приехать тонны отходов. Кстати, даже местный мусор уже освоили москвичи — и не простые. Соседний Углич и Дзержинский район Ярославля обслуживает ООО «Хартия» — это компания сына генпрокурора Юрия Чайки Игоря. Свою региональную мусорную экспансию она начал в Ярославле, где создал благотворительный фонд «Центр социальных инициатив ярославской области».
Эльхан Мардалиев, депутат ярославской областной Думы от КПРФ: «Хартия» внедрилась в прошлом году в город Углич. До этого подрядчик не платил деньги — Углич утонул в мусоре. Потом появилась «Хартия». Нареканий «Хартии» нет. Похоже на медовый месяц.
Депутат-коммунист осторожничает, говоря про сына генпрокурора. Но в Угличе сейчас его «Хартия» — монополист. И там тоже жалуются на московский мусор. В добавок ко всему, монополию «Хартия» Чайки может получить и по всей области — 12 апреля завершится конкурс. И что-то подсказывает — вряд ли сын генпрокурора окажется не у дел. Хотя на свалке говорят, что весь скандал затеяли мифические конкуренты.
Юлия Елизарова, начальник отдела охраны окружающей среды полигона «Скоково»: 12 апреля заканчивается прием заявок на экооператора. Все. Это не просто бизнес, это очень крупный бизнес. Мы с вами говорим о «Хартии» только про пилотные проекты — мы только хуже им делаем. Может она и войдет.
И коммунисты уже готовы бить тревогу и идти против Чайки
Эльхан Мардалиев, депутат ярославской областной Думы от КПРФ: Эта фирма будет у нас базовой — и это вызывает определенные вопросы. Монополия к добру не ведет.
Но пока бизнес Чайки местных волнует мало, первым делом — протест. Ярославль первым из регионов вслед за Подмосковьем начал свою борьбу против чужого мусора. Так что теперь бунты не только у губернатора Воробьева.