Два дня прошло с момента, когда, по расчетам Кремля, мир должен был вздрогнуть от послания Путина о конце света и ядерном пепле. Но акции американских оружейных гигантов даже чуть-чуть подешевели после ядерных страшилок Путина. Павел Лобков решил разобраться в главном пугале — крылатой ракете с ядерным двигателем, которой уже предлагают присвоить гордое имя «балалайка».
Владимир Путин: В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги.
Павел Лобков: Новое русское — это хорошо забытое старое американское: проект «Плутон», начатый в 1959 году. В конце 60-х, которые сами американцы называют временами паранойи, идея запустить реактор в воздух носилась в воздухе. Это прямоточный ядерный двигатель — то есть голый реактор, охлаждаемый воздухом, создающим реактивную тягу.
Семь с половиной лет работы, шум, грохот, радиоактивная грязь и пять минут работы реактора. В воздух ее не выпустили — стартовав в Лос-Аламосе, урановая бочка могла шлепнуться на Лас-Вегас. Путин, видимо, рискнул.
Павел Подвиг, научный сотрудник центра международной безопасности и сотрудничества Стенфордского университета: Насколько можно судить по тому отрывку, который был показан в видео и который не был мультипликацией, на борту этого аппарата находится реактивный двигатель, что, наверное, означает, что это какой-то прямоточный двигатель, который непосредственно создает реактивную тягу. Такого рода работы были в свое время в США — это проект «Плутон» — они были прекращены, поскольку система была не очень практичной. Надо понимать, что мы не говорим о ракете, которая вписывается в габариты стандартной крылатой ракеты.
Павел Лобков: Первая версия — Путин говорит правду. Если летающий туалет на ядерном движке, а ведь президент говорил именно о полете, действительно взлетел, то значит, куда-то этот «Чернобыль» упал? И Россия загадила изотопами по меньшей мере ледовитый океан. Предвидя скандал, анонимные источники «Ведомостей» заявили, что вместо реактора был электрический макет. Но он не может создать пылающую струю, которую нам показали, и получается — президент врет. Лучше бы конечно в море упал электромотор
Владимир Путин: Теперь нужно осознать эту реальность, убедиться в том, что всё, что мною было сегодня сказано, это не блеф, — а это не блеф, поверьте.
Павел Лобков: Конечно, Путин никогда не врет. Во-первых, американцы подтвердили — несколько испытаний монстра они зафиксировали, и все они окончились крушениями. И потом, в течение прошлого года вначале на Кольском полуострове был обнаружен странный выброс йода-131, а потом к югу от полигона на Новой земле обнаружилось облако радиоактивного рутения. А неуклюжий слив про электромотор вместо реактора вполне понятен, иначе Россию обвинили бы в испытаниях ядерного оружия в воздухе.
Павел Подвиг: Что-то там было испытано, но с другой стороны то, как это было описано — «успешные испытания»: может быть там двигатель поработал несколько секунд, и в принципе это можно считать успешным испытанием. Опять же до практической реализации этой идеи, не говоря уже о ее развертывании и интеграции в военную машину, до этого, мне кажется, еще очень долго, судя по тому, что мы видели.
Павел Лобков: Вначале, посмотрев на Апокалипсис от Владимира, я подумал, что речь идет о более гуманной штуке, космическом проекте на основе атомного реактора и рабочего тела — водорода. Никакой грязи, все — в открытых источниках. Рекламный ролик для американцев 1990 года — никаких тайн. А в 2016 Сергей Кириенко, тогда глава Росатома, рассказывал об этой технологии на госканалах.
Но эту штуку ни разу не запускали в атмосфере — получается, параллельно с открытыми исследованиями наработки 80-х запихнули в крылатую ракету и приделали боеголовку. Тачку на прокачку. Именно это и есть «то, чего мир не видел».
Но тогда возникает вопрос. В космосе воздуха нет, поэтому рабочее тело для реактивного двигателя нужно тащить с собой. А в атмосфере его полно. И тогда, если речь идет об оружии судного дня, нет смысла беспокоиться об экологии — просто пропустить воздух через раскаленный энергоблок.
А теперь представим себе настоящие испытания. Над морями и океанами со сверхзвуковой скоростью болтается бочка с ураном. Отследить ее— проще простого: по радиоактивному следу. Предъявить претензии России в нарушении запрета о наземных испытаниях — еще легче. Но американские эксперты говорят, что запускать«Чернобыль» в воздух для этого не нужно.
Дмитрий Горенбург, сотрудник дэвисовского центра российских и евразийских исследований: Я в принципе не сомневаюсь, что уже существующие российские ядерные ракеты могут преодолеть американские системы ПРО. Ничего нового не надо. то есть, когда-нибудь в далеком будущем американские системы ПРО могут развиться так, что они смогут как-нибудь остановить российские уже существующие сегодня ракеты, но я не уверен в этом.
Павел Лобков: Но тогда получается, это не прорывная технология, а ядерное хулиганство и очередное «назло бабушке отморожу уши». Дай Бог, чтобы президент все-таки немного приукрасил.