Хакер-сити: как Таганрог стал колыбелью русских хакеров
В декабре была арестована группа хакеров, одним из которых оказался майор центра информационной безопасности ФСБ Дмитрий Докучаев, вторым — сотрудник лаборатории Касперского, а самым главным — заместитель начальника этого центра Сергей Михайлов.
Алексей Коростелев побывал в альма-матер многих российских хакеров — таганрогском радиотехническом институте — и разобрался в том, как обучение защите от взломов приводит ко взломам, а выпускники начинают работать на ФСБ.
Выкрашенное в казенный желтый здание ― последнее пристанище императора Александра I. А еще жители Таганрога гордятся своими земляками ― Ромой Зверем и чуть менее известным Антоном Павловичем Чеховым. Но в 2017 году город попал в федеральные новости отнюдь не из-за богатого исторического наследия.
С 12 января Станислав Лисов сидит в каталонской тюрьме. По версии ФБР, он был главой группировки хакеров, которая создала вирус NeverQuest для махинаций на финансовом рынке. В случае экстрадиции в США ему грозит до 35 лет тюрьмы.
Павел Седаков, сооснователь таганрогской IT-компании «Оджетто», полагает, что Станислав главой хакерской группировки быть не мог: «Тех навыков, которые позволили бы ему вести какие-то хакерские истории, на тот момент у него не было». В этой компании Лисов работал раньше и, по словам бывших коллег, хакер и вломщик из него ― так себе. О его талантах бывший начальник говорит сдержанно: «Стас у нас работал специалистом по контролю качества. К программированию как процессу это относится весьма опосредованно».
Компания «Оджетто» ― одна из самых инновационных в Таганроге. Здесь все, как у московских или западных айтишников ― сплошной опенспейс, панорамные окна и кабинеты начальства без замков. «Оджетто» разрабатывает сайты и софт для таких компаний, как L'Oreal. «Вот у нас сертификаты все, и Google, и Zend. Ребята учатся постоянно, ездят, сдают экзамены. Собственно, технической экспертизой мы тут можем гордиться», ― рассказывает Павел.
Почти все сотрудники «Оджетто», как и руководители, ― выпускники местного Института компьютерных технологий и информационной безопасности, подотчетного Южному Федеральному университету. Это бывший радиотехнический институт, который все таганрожцы, еще с советских времен, ласково называют «Радиком». Его же окончил и испанский узник Станислав Лисов.
Геннадий Веселов, директор ИКТИБ: Вряд ли Станислава можно отнести к хакерам, которые способны взломать сайты госорганов США.
Нынешний директор ИКТИБ Геннадий Веселов идет в ногу со временем ― рядом с казенным компьютером лежит лэптоп от Apple. К своей работе в вузе он подходит, также стараясь не отставать от мировых тенденций. Два раза в год в зимнем саду ИКТИБ проходит «хакатон» ― соревнования по программированию на скорость среди студентов. «Студенты собираются здесь в командах. Они сюда даже приносят палатки, потому что хакатон ― это 48 часов непрерывного программирования. Они здесь три дня практически живут», ― рассказывает Геннадий.
Студенты Веселова приходят учиться даже во время каникул после сессии. В строках белым по черному ― километры программного кода, из которых рождается будущее высоких технологий. Андрей Скляров, доцент кафедры синергетики и процессов управления, рассказал о проектах: «Мы здесь изобретаем Tesla, может быть, даже нечто получше. Tesla еще имеет возможность управляться человек, а у нас полностью автономные роботы. Это арахнид, мобильный робот, шагающий, создан для того, чтобы передвигаться по неустойчивой поверхности. Можно сказать, что и по Марсу».
Конечно, проекты требуют доработки, но за каждым шагом студентов следят их будущие работодатели. В большинстве своем они тоже выпускники «Радика», как Максим Болотов. Его фирма Inostudio работает на аутсорсе преимущественно с иностранцами. Максим провел небольшую экскурсию по офису: «Это был наш подарок на десятилетие. Мы отремонтировали нашу комнату отдыха. Кайфуем!».
Болотову нравится работать в Таганроге на Таганрог. О переезде в страны, откуда приходит большинство заказов, он не думает. «Мы испытываем кайф от того, что у нас получается сотрудничество с вузом. Наша компания с момента основания сделала ставку на подготовку специалистов. Хантинг не самое интересное. Самое интересное ― показать, насколько это классно ― заставить мертвую машину работать. Мы пытаемся теми или иными способами привить любовь к своей профессии», ― поделился Максим.
Но не только частный бизнес интересуется студентами. Во времена войн в интернете, где оружие не танки и автоматы, а коды программ, интерес к неспортивного вида программистам есть и у силовых структур. «Внимание со стороны представителей силовых структур такое же, как и со стороны коммерческих. Не больше и не меньше, скорее даже меньше», ― поясняет Наиль Хусаинов, заведующий кафедрой математического обеспечения и применения ЭВМ.
Интерес органов к студентам «Радика» понятен: одна из главных кафедр института ― кафедра компьютерной безопасности. На ней студентов обучают азам ― чтобы поймать вора, то есть хакера, нужно уметь мыслить, как хакер. Но такой вид обучения имеет и обратный эффект ― последние пару лет интернет пестрит новостями об атаках из Таганрога.
«Это просто демонстрирует, насколько хорошие специалисты готовятся в российских вузах», ― комментирует эти новости Геннадий Веселов. ― «Мы обязаны давать способы взлома, раскрывать их. Как обучить защищать, если они не будут знать способы, которыми можно воспользоваться для взлома информации».
Четверокурсник ИКТИБ Виктор Брежнев не принимает ни один из вариантов ― ни работу на органы, ни оседлость в родном Таганроге, ни жизнь хакера: «Я бы хотел в Google или Facebook. Даже если не жить и работать там на постоянке, то точно хотел бы съездить хотя бы на месяц на стажировку или еще на что-нибудь».
И эта мечта не выглядит неосуществимой. Выпускники «Радика» уже покорили Кремниевую долину. Дмитрий Думик живет в Сан-Франциско уже несколько лет. Сейчас он владеет фирмой Chatfuel, которая создает ботов для фильтрации сообщений в соцсетях. «Сейчас мы одна из самых больших платформ для создания чатботов в мире. Мы работаем на платформе Facebook. Запустились мы в 2015 году, сейчас у нас 360 тысяч чатботов сделано на платформе», ― рассказывает о компании Дмитрий.
Стартап Дмитрия ― приложение Myata, которое фильтрует ненужные новости в соцсетях, понравилось империи Марка Цукерберга. По дому Думик не скучает. Более того, место прописки в неспокойное время геополитического хакатона может стоить Дмитрию продления американской визы: «На эти вещи в Америке иногда смотрят, смотря на эти сигналы, но не особо вчитываются».
При этом Думик не разделяет почвеннических настроений своих товарищей по институту. А пока он покоряет Кремниевую долину, в Таганроге формируется её маленькая копия. «Есть такая нелегальная слава о том, что Таганрог развивается как некоторый аналог Кремниевой долины в США», ― утверждает Веселов.
Но то ли в силу перипетий, то ли в силу обстоятельств Таганрог вместо славы русской Кремниевой долины получил звание столицы русских хакеров. И кто знает, может, именно этот титул войдет в историю и именно ими будет гордиться город, как Чеховым или Ромой Зверем.
Фото: Depositphotos