Песни про Путина, плакаты про Говн..лова и традиционное гостеприимство. Владимир Роменский — в гуще тбилисских протестов

23/06/2019 - 16:06 (по МСК) Владимир Роменский

Через несколько часов после «Прямой линии» в центре внимания были уже события в Грузии, где водрузившийся в кресло главы парламента коммунист, православный сталинист и депутат Гаврилов оставил Путина в тени. Это запустило волну протестов, которая продолжается до сих пор. Владимир Роменский, который поехал в Грузию в отпуск, а оказался на работе, вышел в прямой эфир «Бремени новостей».

Четверг, 20 июня

Все началось в четверг, после казуса с депутатом Госдумы Сергея Гаврилова на Межпарламентской ассамблее православия. Гаврилова, признавшего независимость Абхазии и Южной Осетии, посадили на место спикера грузинского парламента. Это возмутило сначала оппозицию, а потом и всю страну. Гаврилов в спешке уехал, а вечером на проспект Руставели вышли тысячи человек.

Ближе к ночи радикалы — говорят, что в основном это были грузинские националисты — попытались штурмом взять парламент, перед которым выстроили цепочку полицейских. Полиция ответила жестко. Сначала слезоточивый газ, потом водометы, затем светошумовые гранаты. В конце сотрудники в масках начали расстреливать людей резиновыми пулями. Целились в голову, в лицо.

От парламента толпу удалось оттеснить. Тогда остатки протестующих двинулись на офис партии бизнесмена Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». У нее в парламенте большинство — а значит, им и отвечать. Офис партии в результате разгромили, флаг сожгли.

Пятница, 21 июня

По результатам первой ночи, 240 человек получили ранения. Нескольким людям резиновыми пулями выбило глаза. 300 человек были задержаны полицией. Эта неоправданная жестокость силовиков лишь подогрела недовольство народа. Даже уход в отставку спикера парламента — тоже депутата «Грузинской мечты» — не смог ничего изменить. Новый сход у парламента назначили на вечер пятницы — теперь среди требований была отставка главы правительства, министра внутренних дел, роспуск парламента и внеочередные выборы.

На проспект Руставели пришло людей еще больше. Многие отмечали, что штурм парламента — это не выход и своих целей нужно добиваться мирным протестом. Хотя тех, кто опасался силового разгона акции, в толпе было очень и очень много. Люди приносили с собой респираторы, маски на лица, защищали головы строительными касками и мотоциклетными шлемами. Для участника протеста Анзора это не пустая предосторожность. Накануне он на себе лично испытал, что такое гнев полицейских.

Из заявлений главы МВД стало ясно, что в отставку он уходить не собирается и задержанных отпускать не будет. Но на второй день полиция себе вела совсем иначе, нежели в первый. Сотрудники преимущественно в футболках, без шлемов, средств защиты, дубинок и оружия. Напряженность, из того, что наблюдал корреспондент Дождя Владимир Роменский, возникла только один раз — уже ближе к ночи.

Но потасовку удалось остановить самим активистам и сдержанным полицейским. Вообще организация, а точнее самоорганизация этого протеста носит европейский уровень. Среди протестующих были те, кто раздавал воду, для помощи раненым пришли студенты медицинских вузов, несколько раз Владимир Роменский заметил людей, собирающих оставленный мусор. Все вежливы и доброжелательны. Многие приходили даже с детьми. Несмотря на антипутинские лозунги и многочисленные плакаты «Россия — оккупант», в Грузии до сих пор рады и любят русских, говорили люди.

Называть этот протест антироссийским не вполне корректно. Конечно, изначально поводом стало то, что российского политика, который не признает целостность Грузии, пустили в сердце политической жизни страны — в парламент. Но эта ситуация выявила более серьезные проблемы — если власти Грузии такое допускают, значит, они пляшут под дудку Кремля, а Грузия хочет быть независимым государством.

С негодованием на площади восприняли решение Владимира Путина запретить российским авиакомпаниям летать в Грузию. Так Кремль пытается пытается повлиять на своего соседа экономически. Но грузины как относились к русским хорошо, так и будут — говорили в толпе.

К ночи многотысячная толпа поредела до нескольких сотен, а к утру не осталось совсем никого. Новую акцию у стен парламента назначили на субботу, 22 июня.

Фото: ТАСС

Другие выпуски