Футбольное рабство: как северокорейцы работали на строительстве «Зенит-арены»
Президент ФИФА Джанни Инфантино заявил, что «В строительстве «Зенит Арены» на Крестовском острове в Петербурге участвовали северокорейские рабочие, чьи права систематически нарушались».
Денис Синяков, фотограф: Мы выяснили, что как минимум две компании поставляли северокорейцев на стадион. Это Seven Suns, про которую в свое время писала «Медуза», и большой застройщик, компания «Дальпитерстрой».
Вообще у нас же ничего не боятся, собственно. «Дальпитерстрой» тоже ничего не боится. Мы нашли статью о том, как «Дальпитерстрой» использует северокорейцев. Лейтмотив статьи был такой: «Да, мы их используем, но у них прекрасные условия работы, посмотрите!». И были фотографии, где топ-менеджмент компании фотографируется вместе с рабочими из Северной Кореи на фоне стадиона «Крестовский». Таким образом, наш поиск сузился, мы просто приехали на строительную площадку большого жилого комплекса на окраине Петербурга.
С точки зрения нас, россиян, условия работы северокорейцев на стадионе «Крестовский» или том объекте, где я их снимал, вполне себе приемлемые, они не отличаются от условий работы тех же таджиков или узбеков. Они получают порядка 10 долларов в день, живут в строительных контейнерах, как, в общем-то, и большинство рабочих.
Другое дело, что, по словам живущего вместе с ними бульдозериста, с которым мы общались, они работают с семи утра и до двенадцати вечера при том, что их обычно не заставляют это делать. Просто они привыкли так работать. Он их описал словами «они как роботы».
Северокорейцы, работающие здесь, воспринимаются заложниками, потому что у них остались семьи в КНДР. В случае несогласия с условиями труда в России, в Польше или где-то еще их семьи будут испытывать трудности, проблемы.
Мы пытались с ними поговорить. Когда я подходил и обращался к ним по-русски, они делали испуганные глаза. Потом норвежец обращался к ним по-английски, они вообще убегали, бежали в свои контейнеры на охраняемой территории.
ФИФА подтвердила использование труда северокорейцев на строительстве стадиона «Зенит Арена» и то, что их права нарушались. Главным мотивом расследования было желание побудить ФИФА как-то прокомментировать эту историю и, возможно, наказать Россию за использование такого труда, но, по правде говоря, я не знаю, как это отразится на судьбе чемпионата в России.
Фото: Антон Ваганов / Коммерсантъ