«Это тайное общество, что-то вроде масонов»
Назначение Кириенко вызвало уже массу предположений. Технократ, жесткий управленец с либеральными корнями. Как и в 1998 году, когда его внезапно назначили премьером после тяжеловеса Черномырдина, вновь стали перебирать его связи и пристрастия. В этом обсуждении всплыли фамилии отца и сына Щедровицких — основоположников еще советской школы управленческого анализа и основателей группы «щедровитян», к которой, возможно, принадлежит и нынешний куратор внутренней политики. Кто такие щедровитяне, и переедут ли они в Кремль вместе с Кириенко?
Сергей Кириенко родился в семье философа-марксиста Владилена Израителя и сам был активным комсомольцем-марксистом. Но место диалектического материализма заняла совсем другая школа-советского философа-диссидента Георгия Щедровицкого.
Лекции Щедровицкого, записанные на примитивные видеокамеры, расходились на кассетах. «Мышление как самостоятельная субстанция, не зависящая от носителя», «универсальные подходы к управлению любыми системами», — вокруг Щедровицкого-старшего образовался московский методологический кружок — тогда завлабы, а в будущем — менеджеры перестройки. В начале 80-х власти привлекали философов к разработке плана вывода из эксплуатации энергоблока Белоярской атомной станции, работам по расширению ассортимента товаров народного потребления для Урала и даже к составлению генплана Одессы.
Юрий Громыко, методолог, директор института опережающих исследований им. Евгения Шифферса:
Это какой-то очередной миф, что можно заниматься тем, в чем ты ничего не понимаешь. Ты должен быть специалистом. Если ты специалист в мышлении, ты должен разбираться в том, как человек мыслит. Одно дело разбираться, например, как шить сапог. А другое — разбираться в том, что человек вообще знает что-то про шитье сапог, или говорит белиберду из модных журналов? И он ни на уровне организации производства, ни на технологическом, ни на уровне управленческого подхода, как организовать бригаду, которая будет шить сапоги, ничего не понимает.
Для практического решения задач Щедровицкий разработал концепцию так называемых организационно-деятельностных игр. Сейчас бизнес-коучи рекламируют себя в интернете и публикуют брошюры «Как стать миллионером за год». Тогда это был элитный кружок посвященных, которых из-за верности гуру называли «сектой щедровитян».
Саксофонист, член кружка щедровицкого Алексей Козлов:
Это его движение, теории деятельности и методологии, оно практически послужило поводом для естественного возникновения тайного общества, подобного масонам.
Сын Георгия, Петр, охватил буквально все сферы деятельности. Семинары — от школы управления Сколково до закрытых институтов Минобороны.
С Сергеем Кириенко Щедровицкий-младший познакомился в середине 90-х, еще до его четырехмесячного премьерства. А уже в 1999 году он стал одним из идеологов кампании по выборам Кириенко в мэры Москвы и членом избирательного штаба «Союза правых сил».
Вместе с Щедровицким над кампанией работал Ефим Островский, основатель PR-компании ГОСТ. В 1999 году в столичных газетах несколько раз публиковался манифест о России со слоганом «Орел расправил Крылья» за подписью Кириенко, Островского и Щедровицкого.
Максим Осовский, преподаватель Высшей британской школы дизайна, член штаба СПС в 1999 году, методолог:
Вся кампания СПС была построена как организационно-деятельностная игра. Я не знаю, как сейчас организуются классические кампании. Ближе всего, на что это могло быть похоже — это американские кокусы: когда собирались люди, обсуждали будущее, обсуждали настоящее, анализировали то, что вообще должно происходить перед выборами. Обсуждали, вырабатывали язык свой, обсуждали, как действовать в общем будущем.
После непродолжительного депутатства Сергея Кириенко щедровитяне сопровождали его и в новой должности — полпреда в Приволжском округе.
Методология пригодилась и в «Росатоме», где Щедровицкий возглавлял подведомственный НИИ и долгое время ходил в правление фонда.
Максим Осовский, преподаватель Высшей британской школы дизайна, методолог:
Я знаю, что Петр Георгиевич, когда был советником в «Росатоме», очень много проводил игр, которые не нравились, конечно, людям в Росатоме. Знаете, когда сидишь в своем кабинете, что-то делаешь, и на вопрос, чем ты занимаешься, ты отвечаешь: «Я хорошо делаю свою работу», — это одно. А когда тебя вывели в зал на 100 человек и сказали: «А теперь покажи как ты работаешь, порешай общие задачи, подумай о том, что ты будешь делать через неделю, через месяц, как ты смотришь на будущее компании», — то сразу видно, кто что из себя представляет.
С 2011 года Щедровицкий не входит в руководящие органы «Росатома» и занимает скромную должность советника. Большую часть времени проводит в Латвии, где живет его семья.
Организационно-деятельностные игры использовались департаментом образования Москвы, региональными властями, в лагерях «Росмолодежи». Методологи выступают и на площадке правительственного Агентства стратегических инициатив. Цена одного семинара методолога может достигать десятков тысяч долларов. Щедровицкий, к примеру, раз в год получает более восьмисот тысяч рублей за пять лекций в университете нефти и газа имени Губкина — это следует из контракта на сайте госзакупок. А одна стратегическая сессия под руководством Щедровицкого для компании «Сигма инновации», дочки «Роснано», стоит уже миллион и триста тысяч рублей.
Александр Сергеев, член комиссии по лженауке при президиуме РАН
Методология — это не лженаука в чистом виде. Я бы не сказал, что это лженаука. Скорее, это практика философии, идущей от Щедрвоицкоого-старшего. Это были нормальные исследования философского порядка, но когда они превращаются в четкую инструкцию, как действовать в сложных ситуациях, они тем самым претендуют на очень четкое объективное знание, а это прерогатива науки.
Близкие к идеям методологии люди есть и во власти. Бывший министр энергетики Виктор Христенко называл себя учеником Щедровицкого и написал предисловие к сборнику его докладов. В изданном в 1995 году сборнике «Иное. Хрестоматия российского сознания» есть статья Андрея Белоусова — сейчас он помощник президента по экономическим вопросам. Советник Кириенко в ПФО Сергей Градировский теперь внедряет технологии в правительстве Севастополя.
Андрей Ашкеров, профессор кафедры социальной философии МГУ:
Щедровицкий хотел представить всеобщую теорию всего в жанре социологии. Хотел найти базовый алгоритм. Конечно, в этом была и еще и огромная претензия на власть, потому что тот кто знает эту матрицу или делает вид, что знает, может управлять всем, кто знает, как устроены институты, знает, как устроены коды управления. Он пытался и в личном качестве, и через своих последователей быть той фигурой, которая будет определять репертуар власти. Неважно, какие решения принимаются, важно, каким образом происходит процесс принятия. Методологи пытались навязать эти решения.
Мы планировали задать Петру Щедровицкому вопросы — будет ли он работать в команде Кириенко в Кремле, останется ли в «Росатоме» или продолжит карьеру независимого коуча. Но от всех контактов он уклонился.
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ