В Екатеринбурге на Северное кладбище, где похоронены легендарные авторитеты 90-х, члены уралмашевской группировки, возвращаются герои в мраморе. Владимир Роменский — о реновации на погосте.
Когда месяц назад бюсты убитых авторитетов Григория Цыганова, Сергея Иванникова и Александра Хабарова исчезли, по Екатеринбургу поползли слухи. Но на этой неделе памятники уралмашевцеву появились на старом месте, да еще и лучше прежних, говорит историк и экскурсовод Татьяна Мосунова:
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Мы находимся на аллее одного из кладбищ. Именно здесь закончилась история переделов 90-х годов. Сейчас надгробия немного выросли, и даже случайная прохожая спросила — кому эта Кремлевская стена? И здесь мы видим, как изменились надгробия — совсем недавно они были открыты, так сказать, после месячной реконструкции.
После реконструкции рядом с могилами появился большой православный крест, а бронзовые головы уральских авторитетов заменили на бюсты из белого мрамора. Пантеон уралмашевских вождей засиял с новой силой.
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Те памятники, которые были — они были значительно ниже, и здесь, если мы видим бюсты, то там были головы. Возможно, это сочетание голов на столбах, может быть, кому-то из родственников показалось несколько устаревшим вариантом, и [они] захотели сделать более человеческие памятники.
Кто проводил эти работы по благоустройству, работники кладбища не говорят. Но за мемориалом определенно следят — вокруг чистота, порядок, свежие цветы. Все происходящее кстати фиксирует и видеокамера прикрученная к дереву по соседству.
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Были такие случаи на кладбищах Москвы, когда конкуренты не оставляли в покое своих противников даже после смерти. Были случаи надругательства над памятниками, взрывов. Появление камеры, мне кажется, обусловлена этим. Куда идет картинка? Конечно, никто не знает — это нужно быть близким родственником кого-то из здесь похороненных.
В 90-е Екатеринбург называли криминальной столицей России. Физическое устранение конкурентов было там обычным делом. Но несмотря на это, партнерство с уралмашевскими многим было выгодно. Так, например, Евгению Ройзману спортивные парни, сторонники здоровый образ жизни помогали ему бороться с наркоторговцами. Помогали бандиты иногда и обычным работягам, вспоминает историк.
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Александр Хабаров спустился к бастующим строителям метро, когда они не получали деньги, и дал деньги и им, и на строительство метро. Для нашего города это наиболее болезненная тема, поскольку метро строится 40 лет, и построено девять станций.
Бандитизм настолько захлестнул Екатеринбург, что туда снимать свой документальный фильм «Великая криминальная революция» приехал известный режиссер, автор картин «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин.
Некоторые бандиты от камеры Говорухина пытались прятаться, но другие, узнав режиссера, без стеснения показывали ему оружие и говорили, почему решили податься в криминал.
В начале нулевых уралмашевцы пытались легализоваться. Говорили, «братва рвется к власти». Из бандитской бригады был создан ОПС (общественно-политический союз) «Уралмаш». Один из его лидеров, Александр Хабаров, стал депутатом городской Думы, собирался в государственную. Но не сложилось — уголовное дело, арест. Затем Хабарова нашли повешенным в камере. Его близкие были уверены — так ему отомстили блатные, пытавшиеся подмять город под себя. После этого влияние уралмашевцев в городе начало ослабевать.
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Тоже очень любят коварные такие вопросы — есть ли кто-то во власти или нет? Поскольку этот вопрос провокационный, лучше отвечать так: пока не доказано, будем считать, что люди ведут легальный образ жизни. Кто-то продолжает заниматься бизнесом, но уже о своем прошлом сомнительном никто не говорит, и такие вопросы не приветствуются.
Сегодня памятники бандитов из прошлого сияют новизной. Белый мрамор, гранитные плиты, кованая ограда и высокий крест. Кровавая история, которая стоит за этим величественным мемориалом, влечет на Северное кладбище все больше интересующихся. Даже иностранные туристы такие экскурсии берут. Им интересно, как жила новая Россия в эпоху дикого капитализма, когда власть принадлежала браткам, живущим по понятиям.
Историк и экскурсовод Татьяна Мосунова: Если раньше кладбища посещали исключительно люди, близкие к усопшим, то сейчас они становятся общественным пространством, которое интересует гораздо более широкий круг жителей. Поэтому новость о том, что могилы уралмашевцев куда-то исчезли, как вначале это прозвучало, она стала топовой новостью. Видимо, в людях возникло желание поностальгировать. Хотя года, время было таким тяжелым, что это выглядит странно.
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.