«У меня появилось ощущение радиационной эйфории». Сериал «Чернобыль» глазами ликвидаторов аварии на ЧАЭС

01/06/2019 - 21:54 (по МСК) Тимофей Рожанский
Поддержать ДО ДЬ

Вся страна прильнула к экранам — НВО показал уже четвертую серию «Чернобыля». Народ в фейсбуке иронизирует — теперь ждем правдивых фильмов о подлодке «Курск» или выборах 96 года из Голливуда. У нас — движение танка «Т-34» вверх. А как сами чернобыльцы отреагировали на фильм о них? Про это — Тимофей Рожанский.

Сериал приняли с восторгом многие участники тех событий. Говорят про почти документальную достоверность, несмотря на традиционную «клюквенность» американских фильмов про СССР со всеми этими «товарищ Николай» и водкой из стаканов. Все действующие лица ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, с которыми я общался, говорят, что сериал HBO это очень важное событие, там впервые показаны многие скандальные обстоятельства. И всем немного жаль, что такой сериал не был снят на русском или украинском языке. Алексей Алексеевич Бреус, оператор четвертого энергоблока, не нашел себя в этом сериале. Он пришел на смену в семь утра — подменить тех, кто уже, как он сам выразился, вышел из строя   

Оператор четвертого энергоблока ЧАЭС в 1986 году Алексей Бреус: Было даже не ощущение страха, а как-то жутко было первое время, первые минуты. Мне приходилось бегать к четвертому блоку, чтобы открывать подачу воды к реактору вручную, там я получил основную свою дозу облучения. У меня появилось ощущение радиационной эйфории, заряженность, приподнятость, торжественность неуместная, готовность на любые действия любой ценой. Вот это помогло, видимо.

Потом, конечно, началась сильная тошнота. Бреус получил больше 100 рентген — это легкая степень облучения. С графитом он не соприкасался, работал внутри блока. И потом лежал в той самой шестой больнице в Москве, которая показана в сериале. Потом ему уже было нельзя работать в зоне повышенной радиации, он окончил журфак и стал журналистом. Он говорит, что почти все действия показаны в сериале очень точно.

Оператор четвертого энергоблока ЧАЭС в 1986 году Алексей Бреус: Это были отчаянные действия, которые стоили жизни моим коллегам. Я бы сказал, что я благодарен создателям фильма за то, как показаны действия работников станции. Но очень плохо, что ядерщики изображены робкими ребятами с дрожащими коленками, которые робеют перед начальством. На самом деле, это люди не слабого десятка.

Также по теме
    Другие выпуски