Как оппозиционный режиссер «прозрел» и полюбил Путина

Режиссер фильма «Акт Магнитского. За кулисами» рассказал, что на него так повлияло
04/07/2016 - 00:37 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

Большой резонанс на Московском кинофестивале вызвало следующее событие: расстроенный арестами в российском авторском обществе Никита Михалков сбежал из больницы, чтобы представить ленту режиссера Андрея Некрасова «Акт Магнитского. За кулисами». Скандальный режиссер продемонстрировал свою версию событий вокруг дела Магнитского, по странности, совпадающую с позицией государства — мол, сам вор и виноват. Его тут же обвинили в выполнении заказа — в общем, и явление Михалкова тому подтверждение. Но, с другой стороны, художник — на то и художник, чтобы менять свою позицию. В этой истории разбирался Денис Катаев. 

«Одна половина Андрея Некрасова повлияла на другую половину, причем это происходило не быстро, а медленно», — говорит сам режиссер Андрей Некрасов.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, он обнаружил, что стал другим человеком. Это раньше от режиссера Некрасова попахивало запрещенкой: он снимал о том, как ФСБ якобы взрывает дома в Москве, как Россия терзает маленькую Грузию, как «они» травили Литвиненко.

Это тогда, в прошлой жизни, он жал руку Браудеру и планировал снять кино про героя Магнитского, который боролся с коррупцией и стал сакральной жертвой путинского режима. Но теперь все иначе. Он прозрел.

Фильм про Магнитского включили в официальную программу Московского кинофестиваля. Сам Михалков к сердцу прижимает. Открытие пропустил, но гражданином быть обязан, потому и прибыл в «Октябрь», единственный раз за весь фестиваль.

Никита Михалков в своей речи тогда говорил: «Я специально пришел сюда, объясню, почему. Это очень серьезный пример того, как художник может, двигаясь по материалу в поисках правды, вдруг обнаруживать, что правда оказывается совсем не такой, как он ожидал».

 

«Некрасов борется против тех, кто его не пускает, опирается на тех, кому эта трактовка событий кажется наиболее обоснованной или, наоборот, наиболее выгодной», — говорит программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.

И вот первая половина Некрасова ― смотрите, вот же, я верил Браудеру на 100% ― воссоздает на экране нарочито пошлое художественное кино про то, как коррумпированные полицейские убивают Магнитского в тюрьме. Однако и здесь без деталей, без подробностей пыток и издевательств,  без имен  следователей, тюремщиков, врачей, которые довели его до смерти, без того самого «часа восемнадцать» ― время, за которое Магнитский умирал в наручниках. Но эта версия все-таки есть.

Но вот трансформация. Просто взглянул на одну бумажку, и тут уже на сцену выходит второй Некрасов.

«Документы, которые Браудер приводит на своей странице как свидетельство того, что Магнитский кого-то обвинил, являются протоколом допроса Магнитского, где он не упоминает даже имен. Если ты понимаешь в середине работы над фильмом, рушится все здание»,— рассказывает сам Некрасов.

Однако эти документы до сих пор в публичном доступе на сайте Браудера. Имена следователя Карпова и других там все-таки присутствуют. Но Некрасову это неважно. Он готов пойти против своих же. Имидж ― ничто, он как Данко несет свою правду людям. Получается, Браудер всем врал.

Андрей Некрасов: «Рано или поздно, не я, так кто-нибудь другой вскрыл бы ту ложь, которую Браудер нам повесил».

Но миру такой Некрасов не нужен. Официальные продюсеры из Норвегии в шоке, фильм негде показывать, деньги потрачены зря. Вот главный немецкий канал ZDF, для которого кино фактически и снимали, снял его с эфира. В Европе полный отказ. Даже Европарламент завернул в последний момент. Браудер завалил обвинениями во лжи. Одним словом ― цензура.

« Не показали первый раз, второй, третий, обвиняют во лжи. Я не могу судиться, у меня нет таких денег. Как я должен называть это? Я должен утираться и вежливо говорить, что на Западе нет цензуры, но мой фильм почему-то не показывают, это, конечно, не политика, а просто какие-то детали», — говорит режиссер.

Даже мать Магнитского, которая давала интервью с радостью, обвинила его во лжи и подлоге, что тот исказил ее слова. Но Некрасов считает, что все это происки Браудера.

Однако фильм все-таки показали не только в России: в Вашингтоне в здании музея журналистики Newseum, несмотря на протесты родственников и правозащитников, тоже устроили показ и обсуждение. Пытливые журналисты уже выяснили: спонсор показа ― лоббистская фирма Potomac Square Group, которая как раз и занимается сейчас в Штатах «законом Магнитского» по заказу России.

До этого издание  The Daily Beast опубликовало расследование, где говорится, что Кремль занят именно этим, то есть пытается всеми способами отменить закон, в обмен обещают снова разрешить усыновление сирот. Совпадение? Добавьте к этому еще панамский скандал, который тоже отсылает к делу Магнитского.

Бывший начальник Магнитского, глава Firestone Джемисон Файерстоун уверен, что это —  государственный проект: «Это точно было создано в тот момент, когда Конгресс США должен голосовать за усиление "списка Магнитского". Цель этого кино ― дискредитация причины, по которым появился «список Магнитского». Все узнали, что друг президента Путина, музыкант, получил практически два миллиарда долларов из оффшорных компаний. У другой компании ― деньги от хищения, которое расплел Сергей Магнитской. Режиссер решил сделать новую версию и оправдать деньги Ролдугина».

Андрей Некрасов: «Вы меня в чем-то обвиняете? У меня есть такая палочка: пам! Кто меня обвиняет ― пошел в "список Магнитского". Такие законы нужны, права человека, конечно, у нас нарушаются, кстати, не только у нас. Но должен быть механизм. Хорошо, вы не можете арестовать и судить этих людей, но какой-то механизм доказательства их вины должен быть».

Теперь режиссер хочет снять продолжение картины ― фильм о том, как либералы и Запад в штыки воспринимают правду, о том, как попал в иную реальность, но это будет уже другое кино.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Другие выпуски