«Модно быть униженным и оскорбленным»: Павел Лобков о психологизации соцсетей и популярности моральных камертонов
Волна феминизма, осознание собственной неприкосновенности, повышенная чувствительность к оскорблениям, постоянные излияния в соцсетях о собственных унижениях и походах к психоаналитикам. При отсутствии реальной политики и реальных выборов площадкой для борьбы становится так называемая общественная мораль. Павел Лобков — о том, что творилось на этой площадке в последнее время.
Бесценный документ середины 60-х — пригласительный билет в клуб имени Чехова Южно-Сахалинска. «Правление клуба, партийная и профсоюзная организация рыбокомбината приглашают вас на диспут „Поговорим о любви и дружбе“». Теперь диспуты о любви и дружбе — на всех сайтах самых модных изданий.
«Судя по всему, мужская часть нашего общества намерена и на елку влезть, и попу не оцарапать. Задача женщины — относиться к мужчине как к господину и повелителю, а также полностью его обслуживать — эмоционально, сексуально, ну и в бытовом плане тоже, потому что он — „добытчик и каменная стена“». Из редакционной статьи Cosmopolitan.
В каждом клубе страны, в каждом оттепельном фильме — вопросы морали. Вот песня про Facebook — 1957 год, из фильма «Дело было в Пенькове».
За полями, садами, за пасекой
Не уйти от придирчивых глаз.
Тем, кто держит свой камень за пазухой,
Ох, и трудно в деревне у нас!
В каждую переломную эпоху, когда ломались представления о суде, праве, совести, стирались различия между информацией и доносом, трусостью и благоразумием, правдолюбием и сумасшествием, все начинали, как по приказу, обсуждать мораль и этику. В таком переломном 1983 году генсек Андропов мог сказать «мы не знаем страны, в которой живем». А Ролан Быков своим великим фильмом «Чучело» уже открыл бездны, таившиеся в сусальном образе советского ребенка.
Частное пространство, буллинг, выход из зоны комфорта, высокий уровень тревожности, детская травма и биполярочка — самые модные темы соцсетей и телевизионных ток-шоу, и это только слова новые. В 1953 в классе травили еврейскую девочку — в 2018 также травят толстого мальчика. В 70-е советских офицеров разжаловали за аморалку, то есть за измену жене — 48 лет спустя главу компании Intel Брайана Кржанича увольняют за служебный роман — без насилия и без приставаний, просто это запрещено моральным кодексом капиталиста. Парадокс — древний грех адюльтера ведет к наказанию в мире сверхвысоких технологий (компания Intel производит более 90 процентов всех процессоров в мире).
Швейцарские футболисты албанского происхождения, забив мячи в ворота сербов, показывают орла — это символ косовской войны. За этим следуют огромные штрафы и мировое «фу». Жесты вообще приобретают особое значение — например, тридцать секунд «славы» хорватского игрока Домагоя Виды.
Потом следуют проклятия, потом — ритуальные извинения. Если раньше под новым средневековьем понимали диктат мракобесия и скреп, то нынешнее сверхновое средневековье — это пристальное внимание не к действиям, а к символам — орлам, заклятиям, свастикам, крестам. Теперь, судя по исповедям оскорбленных в интернете, их заменяют лайки, гифки и эмодзи. Средневековому сознанию — пишет знаменитый исследователь Йоханнес Хейзинга — свойственно преувеличенное восприятие символа, слова и ритуала:
«Все стороны жизни выставлялись напоказ кичливо и грубо. Прокаженные вертели свои трещотки и собирались в процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродства. Состояния и сословия, звания и профессии различались одеждой»
Если сравнить это с тем, что происходило в первой половине 2018 года, сходство неприятно поражает. Быть униженным и оскорбленным — модно. Популярный хэштег «У меня биполярочка» — то есть психическое расстройство — его не надо скрывать, им нужно гордиться и по возможности монетизировать — это вполне средневековая мораль. Ритуальная фраза «Мне очень помогли беседы с психологом» — а вы замените психолога на священника, только не на этих позолоченных, а на суровых старцев — и все опять сложится. «Он оскорбил меня прикосновением, взглядом, намеком, полунамеком» — в этих камингаутах столько же современной политкорректности, сколько и средневекового подавления сексуальности, введения ее в приличествующие рамки. Да и сам камингаут, несмотря на современное звучание — это то же самое средневековое публичное покаяние, то есть исповедь в социальных сетях.
Консерваторы в программной статье проклинают неких шлюх, которые вероломно вступают в позорящие Россию сексуальные отношения с иностранцами. Им отвечают либералы — из обычной для европейского города тусовки на Никольской родится великая свободная Россия, открытая миру. Дорогие рыцари морали, блюстители политкорректности!
Война на уничтожение в соцсетях, как выяснилось — это просто война на уничтожение. Даже если каждый колокольчик на летнем лугу вдруг начинает звенеть моральным камертоном, это просто колокольчик. А не колокол средневекового собора, поднимающий на священную войну.