«В Сербии Путин выиграл бы выборы с серьезным перевесом»: режиссер Любовь Мульменко — о своем дебюте «Дунай» (+ о ее работе над сценарием «Купе номер шесть»)
В этом году на фестивале «Кинотавр» сценаристка Любовь Мульменко дебютировала в качестве режиссера. Вы можете помнить ее, например, по работе с Нигиной Сайфуллаевой «Верность». А ее первая собственная картина называется «Дунай» и посвящена она, главным образом, двум общечеловеческим ценностям — любви и свободе. По сюжету, россиянка по имени Надя отправляется провести свой отпуск в Белград. Там она знакомится с компанией сербских хиппи, беззаботных современных кочевников-гедонистов, которые пьют, веселятся, медитируют и бунтуют против современных общественных порядков. Разумеется, у нее случается роман с одним из них — харизматичным уличным жонглером по имени Неша. И вместе с ним она отправляется в бесконечный медитативный трип по Дунаю, решив навсегда остаться в этом безвременье. Но, как и за любым безудержным весельем обязательно следует похмелье, так и восторг Нади от жизни сербских номадов очень медленно, но неизбежно сменяется разочарованием.
В результате, «Дунай» получился еще и фильмом об одиночестве. Все герои здесь говорят на странной смеси русского, английского и сербского. И первоначальная иллюзия, что это не мешает им понимать и чувствовать друг друга, уже где-то к середине полностью разрушается. Поэтому и путешествие по Дунаю, хоть и совместное, но для каждого имеет свой смысл. Все герои ментально оказываются в совершенно разных мирах, и даже сам Дунай здесь для каждого свой.
В этом сезоне у Любови Мульменко появилась еще одна заметная работа, но уже в качестве сценариста. Фильм называется «Купе номер 6». Снял его финский режиссер Юхо Куосманен, а Юра Борисов исполнил в нем одну из главных ролей (кстати, именно ради съемок этой картины Борисов хотел удалить себе передний зуб). В центре сюжета — студентка-археолог из Финляндии, которая приехала учиться в Россию на рубеже 1980-х и 1990-х. По совету московских коллег, она решает отправиться в одиночку на поезде из столицы в Мурманск, чтобы посмотреть на какие-то древнерусские иероглифы, а заодно сбежать от своей весьма странной и эксцентричной любовницы. В купе с ней оказывается самый обычный русский гопник, которого и сыграл Юра Борисов, и о жизни которого мы так ничего и не узнаем. В течение трех дней и трех ночей, что герои проводят вместе, они ненавидят, дружат, влюбляются, и, наконец, узнают сами себя, а зрители вслед за ними вновь открывают для себя Россию — и стереотипную, и настоящую. И каждому предлагается выбрать свою.
Михаил Козырев обсудил с Любовью Мульменко оба этих фильма, но главным образом ее режиссерский дебют — картину «Дунай», которая доступна для всех желающих на платформе Start.