«Сталин делает трюки на пилоне и уходит на руках»: актеры Максим Виторган и Александр Кубанин про спектакль Дмитрия Крымова «Двое» о встрече Чаплина и Михоэлса

В 1943 году в самый разгар Второй мировой войны выдающийся советский актер Соломон Михоэлс по поручению Иосифа Сталина отправился в семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании для сбора средств на войну с нацистской Германией, которую в одиночку вела Красная Армия. Этот эпизод нашей истории, кажется, легкомысленно забыт в массовом сознании. А ведь тогда советской делегации во главе с Михоэлсом удалось собрать для борьбы с фашизмом в совокупности 33 миллиона долларов, не говоря уже о технике, одежде и медицинском оборудовании. И, конечно, мало кто помнит, что в январе того года в Нью-Йорке состоялась очень короткая встреча Михоэлса с легендарным американским комиком Чарли Чаплиным. На самом деле, их знакомство заняло, пожалуй, не более пяти минут. От него не осталось даже официальной фотохроники. И из этого короткого соприкосновения двух абсолютно противоположных миров, фактически разных вселенных, режиссер Дмитрий Крымов создал свой новый спектакль под названием «Двое». Ближайшие показы будут проходить каждый день с 23 по 26 декабря в Музее Москвы.

В фантазии Крымова об этой встрече Михоэлс и Чаплин, роли которых исполнили Максим Виторган и Роза Хайруллина, — два абсолютных антипода. Михоэлс — восторженный, шумный и очарованный непостижимой для него Америкой, а Чаплин, — напротив, сдержанный и флегматичный. Из общего у них — бесконечная любовь к искусству, одиночество и третий лишний между ними — советский тиран Сталин, которого сыграл Александр Кубанин. И, конечно, их обоих ждет трагичный финал — у каждого свой: в 1948 году Соломона Михоэлса убьют по приказу Сталина, а Чаплин, обвиненный в просоветских настроениях, навсегда покинет США и будет вынужден остаться до конца жизни в Европе, вдали от дома.

Михаил Козырев обсудил с Максимом Виторганом и Александром Кубаниным, что было самым сложным в работе над ролями, каким вышел Чаплин в исполнении Хайруллиной, каким в спектакле изображен Сталин и с какой целью в представлении происходит эскалация абсурда.

Другие выпуски