«За концерт я пробегаю где-то четыре километра»: интервью с Флаке из Rammstein
2 августа шоу Rammstein можно будет посмотреть в Санкт-Петербурге. А пока группа была в Москве, Михаил Козырев успел встретиться с их клавишником Флаке и поговорить о его книгах «Долбящий клавиши» и «Сегодня день рождения мира».
Первый вопрос такой — какое представление в вашем детстве было о Советском союзе, какой образ? И когда вы приехали сюда, какой образ вы на самом деле получили и, что, как выглядела Россия на самом деле? В чем разница была?
Я родился и вырос в Восточной части Германии, в ГДР, и, естественно, мы воспитывались в такой идеологии с детства, что СССР — наш большой друг. СССР — это очень большая, крупная, очень сильная страна, которая одержала победу над гитлеровской Германией, что там живут очень гордые, сильные, независимые люди. Также у нас были такие ассоциации, и мы слышали о крупном магазине ГУМ, который являлся одним из символов СССР, о мавзолее Ленина. И, естественно, мы представляли себе очень большую, огромную, сильную и мощную страну. Первый раз я побывал не в Советском Союзе, а в России, соответственно, уже после того, как Советский Союз перестал существовать, и уже наступили времена капитализма. То есть, были олигархи, состоятельные люди, которые ездили на джипах и других автомобилях. И, конечно, в этом было некоторое несоответствие между моим представлением из детства и теми реалиями, которые я увидел в действительности. Но с тех пор мы уже были многократно в России, я был многократно в России, и я, конечно, увидел и оценил душевность россиян. И оценил глубокую, открытую душу российского человека. Спустя некоторое время воспоминания из детства, представления из детства пришли в соответствие с тем, что я вижу и встречаю каждый раз в России.
Что вы помните из школьного времени про русский язык?
Я учил в школе восемь лет русский язык.
Восемь, восемь?
Да.
Вы хорошо учились по-русски? У вас хорошие оценки были?
Ну да, я думаю. Единственное — наша учительница русского языка была сама родом не из России, поэтому не знаю, насколько она сама знала хорошо.
Тиль со сцены вчера сказал: «Спасибо, Москва» с очень хорошим произношением. Вы также можете хорошо по-русски говорить: «Спасибо, Москва»?
Спасибо,Москва. «Спасибо, Москва», в общем то каждый может сказать, конечно от коллектива можно ожидать, что по паре слов исполнитель знает из каждого языка. На наших выступлениях мы посещаем не так много стран, поэтому по паре слов можно из французского сказать, из испанского и так далее.
Сколько километров вы проходите на беговой дорожке за один концерт?
Сейчас где-то четыре примерно. Раньше это было больше, но сейчас это связано с нюансами, с другими требованиями к качеству исполнения, поэтому сейчас немного уменьшилось расстояние.
Вы сами придумали себе постоянно ходить на концертах?
Ну, да. Я изначально представлял это, как шар. Что я буду перемещаться по сцене, но, соответственно, можно запутаться в кабелях, поэтому пришлось немного ограничить движение.
Я помню, как на лодке вы в зал выплывали один, а вчера была вся группа. То есть, всей группе так понравилась идея с лодкой, что теперь вы решили всех посадить, а не будучи одному, потому что в ранних турах вы выплывали один?
Нужно просто переместиться быстрее из одной части сцены в другую, поэтому это самый оптимальный путь. Так сказать, это вынужденная мера.
Вчера я смотрел концерт с известной артисткой, она первый раз была на Rammstein. Первая ее реакция была, она зашла на песне Links, — что это очень страшно и это напоминает нацизм. Что можно сказать такому зрителю?
Мы специально написали эту песню, создали эту песню Links, чтобы показать, что можно быть свободными в исполнении песен и писать сильные по своему воздействию, довольно жесткие песни и при этом не иметь ничего общего с нацизмом.
Понимают ли это поклонники? Все ли понимают, все те, кто были вчера, думают ли они над этим? Понимают ли это, не зная немецкого языка?
Не нужно недооценивать поклонников, фанатов. Мы также и во времена ГДР, не зная точно языка, очень хорошо понимали о чем поют Rolling Stones или Beatles.
Понимаете ли вы разницу в Германии между немцем, который родом из Восточной Германии, и немцем из ФРГ, из Западной Германии. Чувствуется ли это?
Ну, в основном это касается уже зрелых и пожилых людей, к которым я себя уже могу причислить. То есть, те люди, которые прожили в той системе, когда существовал ГДР 20 лет и более. Что касается молодежи, то молодых людей уже не интересует, из какой части человек родом, разница уже нивелирована.
Вы в книжке описываете, что грим наносили или из кофе. Просто мазались кофе или молочной пудрой на ранних этапах вашей карьеры. Сейчас какой-нибудь грим вы наносите перед выходом на сцену?
Я использую такой бронзовый тон и надеюсь, что он сделан из невредных для здоровья материалов, не радиоактивный какой-нибудь, то есть, надеюсь на это.
Еще одна сильно впечатлившая меня подробность в книге, что вы воровали инструменты из магазинов. Вспомните какую-нибудь самую крутую вещь, которую вы украли из магазина.
Но это не я лично, я писал там о моем коллеге из музыкальной группы. Он тогда специальную установку для барабанщика украл, то есть такая установка, где нужно ногой нажимать педали, соответственно, для подачи звука.
Кому вы советуете читать эту книгу. Я ее прочитал и узнал много до Rammstein’a, и прочитал другую по поводу Rammstein’a. Кому стоит — человеку, который хочет построить карьеру в рок-музыке? Советуете ли вы ему прочитать эту книжку?
Эта книга, в первую очередь адресована людям, которые несколько не уверены в себе или думают все время, что они делают что-то не так. Они не являются нормой, то есть не отличаются от других людей. Эта книга может придать таким людям мужества и уверенности в жизни, в том, чтобы добиться своих целей.
Вчера не было экранов на сцене. Почему вы решили в 21 веке сделать шоу вообще без экранов, но только один, маленький.
Когда экраны установлены на сцене, то люди в первую очередь смотрят на экране то, что происходит на сцене. Те исполнители, которые там выступают, уже становятся не так важны. Это можно и по телевизору тогда посмотреть, зачем тогда приходить на концерт?
Вы тоже рекомендуете ничего не снимать на телефоны. Это та же причина, пусть лучше люди смотрят на шоу? Потому что все время повторяется: «не снимайте шоу на телефоны».
Ну, нужно сказать, что качество этих записей всегда очень плохое и качество звука очень низкое и, честно сказать, никто в общем-то не смотрит эти записи потом. Если говорят, что записывают для того, чтобы иметь воспоминания о таком важном событии, то, на самом деле, это тоже не так, потому что такие записи не передают саму атмосферу этого момента, они не могут просто это передать, поэтому это не имеет смысла.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.