Умер Петр Мамонов. Михаил Козырев — о великом музыканте, которого многие открыли для себя после фильма «Остров»
Сегодня, 15 июля, умер музыкант Петр Мамонов. Он скончался в реанимации от коронавируса, ему было 70 лет. В 1983 году Мамонов основал рок-группу «Звуки Му». Также он снялся в 20 фильмах, в том числе в картинах «Игла», «Такси-блюз», «Остров» и «Царь».
В 2019 году Михаил Козырев в своей авторской программе «Би Коз» рассказывал о значении этого артиста. В этот день мы решили вспомнить это видео.
Михаил Козырев: Петр Николаевич для меня артист особенный и человек очень важный. В первый раз я увидел группу «Звуки Му» по телевизору в Свердловске. Это была, по-моему, программа «Музыкальный Ринг». Я уже слышал к этому времени несколько песен, но тут в первый раз смотрел живое выступление. Меня поразила пластика Мамонова, эти рубленые движения, рваные шаги, вывернутые колени. Уже потом увидел артиста, который вел себя так же — это был Дэвид Бирн, солист группы Talking Heads.
Но для меня первым потрясением был не похожий ни на кого Мамонов. Мы же привыкли к синхронной аэробике всяких попсовых подтанцовок во всех эстрадных концертах на советском телевидении. А у Мамонова революция была в самой его пластике. Как это назвал Артем Троицкий — «смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы».
Потом были гастроли по Европе и попытка вывезти «Звуки Му» в Америку, которая ничем не закончилась. Группа была в состоянии полураспада, на репетициях ничего не получалось, плюс бухали все нещадно.
В девяностых я не следил за творчеством Петра Николаевича. Вышел великолепный фильм Павла Лунгина «Такси-Блюз», получивший приз на Каннском фестивале. Мамонов распустил свой коллектив, по слухам, стал очень религиозен, уехал в лес, построил там дом и занимался странными акустическими экспериментами. Потом начал давать моноспектакли в театре Станиславского на Тверской. И вот на них я начал ходить.
Было все время ощущение, что рядом живет великий артист, которого мы никак не отблагодарили. Мы решили в первые годы «Нашего Радио» учредить премию под названием «ПобоRoll». Название нам подарила группа Tequila Jazz, это у них было в ту пору такое выражение как обозначение похвалы или победы: «Ну ты красавец, просто всех поборол!». Так вот почетную премию мы вручили Петру Николаевичу Мамонову. Это был маленький театральный зал, собралась прекрасная компания — артисты, музыканты, режиссёры. Одна беда — не было съемки. Не было интернета, социальных сетей, айфонов, короче, это никто не снял. До последнего момента было непонятно, приедет ли Мамонов, но он появился, сел с краю вместе с Артемом Троицким и явно был рад, когда его вызвали на сцену и вручили премию. Зал встал и устроил ему овацию. На его глазах даже выступили слезы. Будучи человеком непубличным и на дух не переносящим пафос, он сказал несколько очень простых фраз и быстро ушел. У меня осталось чувство благодарности и ощущение того, что мы сделали что-то важное. Собственно, он всегда так себя вел на всех последующих награждениях.
После фильма «Остров» многие зрители открыли для себя имя Мамонова. Несколько лет к его дому собирались страждущие люди в надежде на исцеление. Но ажиотаж улегся. А Петр Николаевич по-прежнему истово верует и во время редких публичных бесед говорит о главных вещах, не тратя время на вещи второстепенные и незначительные.
Конечно, самым ярким моим воспоминанием о встрече с Мамоновым остается телевизионное шоу «Земля-Воздух», которое мы делали на канале «ТВС» в прямом эфире субботними вечерами в 2002—2003 годах. Как-то уговорили его Артем Троицкий и продюсер передачи Лена Карпова прийти на программу вместе со своим братом Алексеем и сыграть несколько песен — старых и новых.