«Новый порядок пришел из Америки. И жить при нем все тяжелее»: Фанни Ардан о феминизме, морализаторстве и своей любви к провокациям
20 ноября Фанни Ардан, известная французская актриса, приезжала в Москву показывать новый фильм со своим участием «Прекрасная эпоха». Героиня Ардан принимает решение расстаться с мужем после сорока лет совместной жизни. Мужчине, тяжело переживающему расставание, вдруг попадается компания, которая за большие деньги может перенести клиента в любое время: хоть в эпоху Марии-Антуанетты, хоть на совещание Гитлера в Третьем Рейхе, хоть в какой-то момент собственной жизни клиента по его желанию. Всё будет воссоздано до мелочей, и разыграно как по нотам. Профессиональные актеры, костюмеры, техники и дизайнеры смоделируют идентичную вашим воспоминаниям ситуацию и позволят прожить её еще раз. Но, как и в любой сделке с дьяволом, за мимолетное счастье придется горько расплачиваться. Михаил Козырев встретился с Ардан в Москве и поговорил о новой этике, «Прекрасной эпохе» и феминизме.
Козырев: Я посмотрел фильм вчера ночью и просто влюбился в него. Это совершенно прекрасный фильм. Сегодня утром я решил пересмотреть его еще раз, чтобы лучше запомнить. Когда режиссер прислал вам сценарий, каким было ваше первое впечатление от него?
Ардан: Когда я прочла сценарий, я подумала, что он просто чудесный, легкий, ироничный, очень «парижский», с легкой долей цинизма. Он был полон артистизма и с неожиданной концовкой. Для меня сценарий очень удачно балансирует на стыке комедии и меланхолии.
У вас не было сомнений сниматься или нет? И вы сразу сказали «да»? Или все-таки были какие-то сомнения?
Нет. Потому что, когда мне дают сценарий, я сразу понимаю, нравится он мне или нет. И если он мне понравился, я не буду сомневаться.
Как вы думаете, идея игры, показанная в фильме «Прекрасная эпоха», — возможно ли ее сегодня реально воплотить? Чтобы люди покупали этот квест и платили за него огромные деньги?
Да.
Почему вы так думаете? Это ведь очень странное развлечение.
Потому что с деньгами и с фантазией можно сделать все, что угодно. Сегодняшние реалити-шоу на телевидении помогают создать очень правдоподобную симуляцию реальности. Поэтому я уверена, что этот фильм подаст кому-то идею организовать такую компанию. Но я думаю, что это для людей, которых подводит память. Если у тебя великолепная память и очень четкие воспоминания, ты будешь помнить каждую деталь, каждый цвет и запах и ты никогда не примешь вещи, которые в точности до мелочей не повторяют твои воспоминания.
Но именно это происходит в фильме…
Да.
Потому что главный герой часто говорит: «Нет, это неправильная фраза».
Да, но он был отчаянным мужчиной.
Тогда личный вопрос. Если вы решите потратить деньги на то, чтобы воссоздать и прожить какой-то период в вашей жизни, что вы выберете? Какую эпоху? В какую часть вашей жизни, вы хотели бы отправиться, чтобы повторить ее?
Я бы вернулась в первый день летних каникул, проведенных в доме моего дедушки. Это дом посреди леса… школа уже закончилась — свобода! Я бы вернулась в эти первые дни праздника.
И также вы ходили в церковь в лесу.
Этим воспоминанием лет 15-20. Это продолжалось, начиная с того, когда я была маленькой, до того, как я стала молодой девушкой. Но я думаю, что никто не способен воспроизвести это.
Только вы.
Только я.
Но это счастливейшие дни в вашей жизни.
Это волшебное время! Я не знаю, вы помните, когда заканчивалась школа? Это доставляло удовольствие, когда школа подходила к концу?
Мне нравилось учиться в школе. Я был рад каникулам, но всегда возвращался на учебу с удовольствием.
Я ненавидела школу. И первые дни каникул были для меня просто раем
Да, я понимаю. Вы также сказали однажды, что вы никогда не были феминисткой. И вы не принимаете эту идею. Почему?
А нет-нет, я абсолютно принимаю эту идею, она просто для других, не для меня. Да здравствует свобода! Демократия — это место для всех. Но это никогда не было моей борьбой. И мне никогда не хотелось быть феминисткой. Я всегда чувствовала себя свободной и встречала только порядочных мужчин. Так зачем же мне воевать против них? Может быть, если бы я родилась в другой стране, моя юность была бы иной, я бы думала по-другому. Но я не могу поменять свою биографию.
В этом фильме оба — режиссер и актриса, которая изображает Вас в молодости, совмещают работу и личные отношения. Сегодня в обществе это совершенно неприемлемо.
Да, я слышала об этом.
Вы играете психотерапевта, и у вас также возникают романтические отношения с вашим пациентом. Этот фильм ломает все табу. Как вы думаете, что на это скажут критики. И вы знаете хэштег Metoo. Как это движение отреагирует на фильм?
Я об этом не беспокоюсь. Помню фразу писательницы Маргарит Дюрас — «литература должна быть скандальной». Если кино и литература станут морализаторствовать и учить нас, как надо себя вести, это будет конец света. Единственная сфера, где ты можешь сохранить свою свободу, — это кино, театр, музыка, литература. Если нет, мы превратимся в послушных глупцов, которые ходят по улицам, как стадо овец.
Провокация?
Да, провокация, скандальность, удар! Я знаю, сейчас запрещено курить в…
Везде запрещено! И в этом фильме, первое, что ты замечаешь – абсолютно все курят.
Но вы знаете, в конечном итоге — это невероятное удовольствие нарушить все запреты и инструкции.
В кино прекрасная эпоха — это эпоха без телефонов, без компьютеров, постоянных мессенджеров, может в те дни было лучше? В 1974 году?
Я не знаю, потому что я, например, никогда не использовала все эти вещи. Я не чувствую…
Вы не используете? Но у вас же есть мобильный телефон?
Да, но как обычный телефон
Вы не пишите сообщения в мессенджерах?
Нет. У меня нет фейсбука, я не пользуюсь социальными сетями
Почему?
Я просто не хочу, не чувствую потребности.
Но у вас наверняка есть помощник, который делает это за вас?
Нет. Я думаю, что меня вообще не беспокоит общественность
Вообще?
Мне нравится быть в обществе, чтобы находить для себя что-то новое или делиться чем-то. Для меня общество создано для этого. Но меня совершенно не заботит общественное мнение.
Понимаю. Если это для вас не важно, в чем вы находите удовольствие в общении с людьми? Что вам нравится?
Например, разговоры с мужчинами и женщинами, которые открывают для меня что-то новое, дают новые идеи, после общения с которыми хочется размышлять о чем-то. И вот я смотрю на них…Мне не нужна платформа для того, чтобы говорить все время об одном и том же. Я не так часто появляюсь в свете, но каждый раз, когда появляюсь для меня — это то же чувство, как будто я иду в лес. Я хочу…
Наслаждаться своими ощущениями?
Да. И я не хочу этим злоупотреблять! Когда я говорю, что я не беспокоюсь о мнении, я актриса, я выхожу на сцену, или играю в кино. И когда люди любят тебя — это великолепно. И когда люди тебя не любят — это грустно. Но это часть жизни. И я не пытаюсь найти в этом какую-то справедливость. И я не понимаю, почему я должна что-то мониторить и проверять каждую минуту. Нет!
В фильме ваш муж читает книгу, а вы надеваете очки виртуальной реальности. А на кого вы больше похожи в реальной жизни.
Читаю книгу! Я абсолютно как мой муж в кино. Я была бы рада попробовать это однажды, не хочу умереть глупой. И мне нравятся эксперименты, но я читаю книги. Я люблю пойти в библиотеку или купить книгу, ощутить ее запах. Может, это будет прекрасная книга. Я думаю, что виртуальная реальность — это тоже неплохо, но в этом нет необходимости.
Я пробовал однажды очки виртуальной реальности. Очень странно. Мне не понравилось. Ты в каких-то джунглях, катаешься вниз-вверх, и все такое. Очень странно.
Что я люблю в своей эпохе, в нашем времени — так это то, что существует множество возможностей, но ты не обязательно должен следовать одной из них. Ты сам несешь за себя ответственность и выбираешь делать тебе что-то или нет.
Ваша героиня, жена, бросает мужа после 40 лет. Сорока лет! Это очень много. И делает это очень жестоко. Она умна и просто убивает его своими словами. Откуда столько злости?
Я не знаю. Такова роль. Я очень люблю Даниеля Отоя, и для меня было очень сложно сыграть эту часть фильма.
Потому что он милый.
Да! Он милый, и он великолепный актер. Мне нравится он внешне. И я помню, как режиссер Николя Бедос подталкивал меня: «Давай!»
Вы как-то сказали, что шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые – были временем, когда не существовало табу, не было запретных вещей, все было разрешено. А как сейчас?
А теперь все запрещено! Все изменилось. Но сегодня интересно жить, потому что очень легко устроить провокацию. Чтоб устроить провокацию в семидесятых, нужно было сильно постараться. А сегодня просто произносишь фразу — и все такие: «О, господи!!!»
Даже стараться особо не нужно. Произносишь слово — и ты вдруг сразу оскорбил чьи-то чувства! Как, например, с расизмом в первой сцене вашей картины. Просто звучит слово на букву «Н» в адрес чернокожего человека — и все, кошмар! Казалось бы, называешь вещи своими именами, но сегодня это звучит неприлично! К чему мы идем, будет больше, больше и больше всяких табу?
Опасность в том, что мораль — это угроза демократии. Демократия — это свобода выбора для каждого, что думать или что делать. Мне кажется, жить при новом порядке все тяжелее. Этот порядок пришел из Америки.
То есть Америка — это зло?
Ну, такое… это пуританское мышление и табу.
То есть количество запретов будет увеличиваться?
Или маятник качнется обратно. Может, сейчас мы находимся в пиковой ситуации, а потом баланс восстановится.
Вы никогда не были замужем. Вот вопрос, который я задаю себе. Я тоже не женат. Живу со своим партнером, у нас двое детей, мы не зарегистрированы. Вопрос: институт брака, значит ли он что-нибудь сегодня? Кажется, он осыпается и разрушается, нет?
Мне кажется, институт брака дал трещину, когда появился развод. Если ты веришь во что-то, а через десять лет говоришь: «Да ну его, я хочу начать сначала!» Это обесценивает брак. Почему бы десять раз не жениться?! Двадцать раз?!
В некоторых странах это возможно!
Я предпочитаю говорить о брачном контракте. Потому что, как правило, все заканчивается разделом…
Денег!
Да. И вопросом наследства. Я восхищаюсь людьми, которые женятся и это на всю жизнь. Может, поэтому я никогда не выходила замуж. Потому что я знала, что я так не смогу. Может быть… Когда я вижу на улице старика и старушку, которые пятьдесят лет вместе, это для меня шедевр! Если это взаправду!
Если это взаправду. Кто знает?
Я предпочитаю верить, что это правда.
Расскажите мне историю ваших колец.
Каждое кольцо со своей историей.
Расскажите, пожалуйста, пару историй. Если они очень личные, не настаиваю.
Если я начну рассказывать про все, мы не закончим до полуночи.
Ок, расскажите про кольцо в форме змеи.
Это случилось в арабской стране. В Сахаре. Мужчина мне дал это кольцо. Знаете, я не люблю свои руки, потому что я обкусываю ногти. И я сказала: «Спасибо, но я не ношу колец, потому что кусаю ногти». Этот араб сказал: «Ну и что?» И дал мне свободу. А вот это кольцо мне подарила русская женщина. Сейчас у меня остался без кольца только один свободный палец.
Спасибо огромное! Мерси Боку! Прекрасный фильм, у Вас замечательная роль, я надеюсь, у картины будет успешный прокат. Это будет заслуженно.
Вам спасибо!
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.