«Душа» — мультфильм Pixar про поиск смысла жизни, который перешел «границы дозволенного» в анимации. Разбор с Антоном Долиным
В России состоялась премьера мультфильма от Pixar «Душа». Автор и один из сценаристов картины — Пит Доктер, автор мультфильмов «Головоломка», «Вверх» и «Корпорация монстров».
Главный герой «Души» — школьный учитель музыки Джо Гарднер, который всю жизнь мечтал о сцене, концертах, славе и джазе. В один прекрасный день бывший ученик Джо приводит его на прослушивание в группу к знаменитой саксофонистке Доротее Уильямс, и она неожиданно для Джо берет его. На радостях он бежит покупать новый костюм и, витая в облаках, по дороге в магазин он падает в канализационный люк. Так, в самом начале истории погибает главный герой.
После смерти Джо попадает в загробный мир, который выглядит как бесконечный эскалатор в пугающее и неизвестное Великое После. В панике Джо бежит в противоположную сторону и случайно врывается в Великое Прежде — место, где загадочный алгоритм по имени Джерри, так напоминающий по тембру и интонациям Siri, создает и воспитывает человеческие души до их рождения.
Чтобы они попали на Землю, им нужно найти свою Искру (в оригинале — Spark) — нечто очень абстрактное и непонятное, что дает им билет в реальную жизнь. В этом мире Джо принимают за великого психолога и определяют наставником еще не родившейся души под номером 22. Ее считают совершенно безнадежной, ведь никто из знаменитых наставников от Матери Терезы до Карла Юнга не смогли убедить ее отправиться на Землю. И вот два героя с противоположными целями (Джо — вернуться в мир реальный, а 22 — не покидать потусторонний) отправляются в путь каждый за своей мечтой.
Михаил Козырев и кинокритик Антон Долин обсудили, чем уникален этот мультфильм, почему у многих зрителей он вызывает дискомфорт и стоит ли его смотреть с детьми?