«Он сам срежиссирует конец своей истории». Автор фильма «В погоне за Бэнкси» — о том, когда мы узнаем личность самого таинственного художника современности
Кто такой Бэнкси? Тайна личности самого известного из ныне живущих художника в мире — то ли гениальный миф, то ли мем без срока годности. Но это определенно заставляет весь мир следить буквально за каждым его проектом. Оставаясь анонимным, он представляется нам Робином Гудом, который как будто бы говорит за нас всех и сражается за справедливость.
Из года в год теорий о том, кто скрывается за псевдонимом Бэнкси, становится все больше. Кто-то считает, что он тот же художник, который нарисовал Gorillaz. Кто-то верит, что один из участников трип-хоп группы Massive Attack. Кто-то и вовсе утверждает, что Бэнкси — это целый коллектив. Поисками личности Бэнкси даже занимались знаменитые британские ученые с помощью метода географического профилирования.
Фильм Beat Film Festival «В погоне за Бэнкси» — это новая попытка разгадать, что за человек скрывается за маской этого художника, ставшего, благодаря мифу, уже больше чем просто человеком. Режиссеры Аурелия Рувье и Шеймас Хэйли ведут зрителей по событиям и картинам Бэнкси, выстраивая собственную теорию.
Михаил Козырев поговорил с режиссером картины Аурелией Рувье.
Мой первый вопрос: в чем был смысл уничтожения картины «Девочка с воздушным шаром» через шредер и удалось ли Вам отыскать того, кто нажал на кнопку?
Я не нашла того, кто запустил механизм, но, надо сказать, я и не стремилась к этому. Я считаю, это было отличным высказыванием об искусстве в целом, таким, которое Бэнкси уже делал в прошлом, когда он устроил распродажу своих работ на улицах Нью-Йорка всего лишь, кажется, по 50 или 60 долларов за картину. Цена была совсем небольшой, но люди все равно не покупали, поскольку не были уверены в подлинности произведения, в том, что это оригинальный Бэнкси, прохожие даже не пытались что-то приобрести... Мне кажется, лишь три человека в итоге купили картины, распечатки... И перформанс со шредером нес ту же идею: то, что, возможно, мы оцениваем искусство, исходя из его рыночной цены, а не из содержания. Вы знаете, изначально «Девочка с воздушным шаром» заключала в себе лишь память об улицах, то, что Бэнкси нарисовал на стене, и лишь потом он сделал несколько распечаток и хотел продавать их людям самое большее за 2000 долларов, а сегодня это стоит миллионы. Думаю, это было камнем в огород рынка искусства, и считаю, это было сделано достаточно стильно.
Когда Вы готовили фильм, Вы, конечно, общались со многими людьми, в том числе, с теми, кто знает, кто такой Бэнкси, с теми, кто работал с ним, кто лично с ним общался, как близко Вы сами подобрались к тому, чтобы узнать, кто такой Бэнкси? И были ли те, кто отказывались общаться с Вами, поскольку опасались, что раскроют его личность?
Когда я начала встречаться людьми еще до начала съемок, я ощутила на себе волну недоверия с их стороны. Они хотели узнать, с какой стороны мы подходим к вопросу: хотим ли мы раскрыть личность Бэнкси или же, наоборот, защитить его анонимность? Думаю, поначалу было непросто, но я дважды приезжала в Великобританию до начала съемок, поскольку, когда говоришь без камер, то проще наладить контакт. И знаете, было удивительно увидеть верность такой силы со стороны окружающих по отношению к Бэнкси. Они словно заключили с ним какой-то негласный пакт, и никому не хочется стать тем, кто разрушит магию созданной истории и снимет маску с Бэнкси. Разумеется, мне довелось встречаться и с теми, кто очень близок с ним, но никто не сказал ничего лишнего, все едины в порыве сохранить его личность в тайне.
Интервью с личным менеджером Бэнкси, рассказывающем о художнике, — одно из самых выдающихся и интересных в фильме. Скажите честно, были ли момент, когда уже после съемок, стоя где-то с ним в уголке и болтая о том, о сем, Вы спросили его: «Ну же, скажи мне имя Бэнкси! Только мне, на ушко!»
Нет, такого не было (смеются)
Но почему? (продолжают смеяться)
Я не спросила, потому что такое бесполезно спрашивать у личного менеджера. Уверена, даже если бы я спросила, а он бы ответил, этому нельзя было бы верить на сто процентов. Ему же все время приходится отбиваться от любопытствующих, заставлять вас поверить в то, что ему необходимо. Думаю, если бы мне действительно требовалось узнать, кто такой Бэнкси, Стив Лазаридес был бы последним, к кому бы я обратилась.
Сколько людей, на Ваш взгляд, работают с Бэнкси? Сколько людей вовлечены в процесс и сохраняют его личность в тайне: десять, двадцать, сотня?
Честно признаться, я не знаю. Думаю, есть какой-то круг особо приближенных, но я не могу сказать, сколько людей в него входят, вряд ли очень много. Думаю, наберется человек десять. Могу сказать, что есть определенное количество человек, может быть, даже в других странах, которые помогают Бэнкси с трафаретами, но не могу быть в этом уверена. Честно, я не знаю, я не проводила такого исследования, не стояло задачи ответить на вопрос «Кто такой Бэнкси» и выяснить, сколько людей работает с ним, нам больше хотелось поработать с нашим собственным восприятием Бэнкси, с тем, что мы на него проецируем, что люди думают о нем, и почему им так хочется раскрыть его личность, или же, наоборот, сохранить ее в тайне. Думаю, анонимность как раз явилась центральной темой, это причина по которой люди так сильно интересуются им, поэтому она была главной в нашем фильме.
Можете ли Вы сказать, что его работы так интересны людям, потому что их автор остается анонимным?
Да, именно так я и думаю, потому что за работами стоит история, а все мы любим истории, любим флер таинственности, поэтому да, конечно.
Есть и другая сторона борьбы Бэнкси против цен на современное искусство. Есть большое количество арт-дилеров, и один из них рассказал о том, как Бэнкси взял свою работу вместе с холстом — а это кусок стены — и перенес ее в Милан в попытке ее продать, но из-за людского возмущения был вынужден вернуть ее назад. Похоже, что арт-дилеры предстают в роли злодеев и негодяев, как вы думаете, можете ли Вы что-нибудь сказать в их защиту? Они ведь пытаются донести искусство до многих людей по всему миру, конечно, зарабатывая на этом деньги, но разве мы можем считать их исключительным злом? Или в этом вопросе все так однозначно?
Нет, конечно, в этих вопросах нет черного и белого. Я полагаю, что когда ты остаешься анонимным, то можешь нанести граффити на стену, отойти в сторону и наблюдать за происходящим, не вмешиваясь. Но когда Бэнкси наносит трафарет на стену, у которой есть владелец. Вот что бы вы сделали, нарисуй Бэнкси граффити на Вашей стене? Очень сложно в таком случае оставить все как есть, а не пытаться сохранить работу, и я понимаю, почему арт-дилеры стремятся извлечь из этого выгоду, я полагаю, что арт-дилер, в таком случае, действует по букве закона, он использует анонимность работы себе во благо, поскольку анонимность превращает владельца трафарета во владельца стены, и это правильно. Я понимаю точки зрения обеих сторон. Я также понимаю, что жители города и улицы хотят сохранить этот кусочек искусства себе, а Бэнкси как бы объединяет две эти стороны, и поэтому с ним так интересно. Всегда будут две стороны: одна будет желать сохранить произведение искусства на радость всем, а другая — желать обогатиться за счет него. С одной стороны, есть те, кто хочет сохранить анонимность, поскольку она есть чистый лист, пространство, свободное от ограничений, и люди могут сами воображать себе то, что им угодно, а другой стороны, есть те, кто считает анонимность крутым маркетинговым ходом, и поэтому хотят разоблачить Бэнкси, раскрыть его личность. Мне нравится та история, та тайна, которой окутана личность Бэнкси, его анонимность провоцирует нас на ту или иную реакцию, но так работает история, и она побуждает нас взаимодействовать с искусством, делать что-то по отношению к нему. Полагаю, во многом это становится возможным благодаря пространству анонимности, подаренному нам Бэнкси, она позволяет нам реагировать, позволяет заявлять свои права на его работы с эмоциональной или юридической точек зрения, позволяет людям чувствовать ту пустоту, которую он оставил за собой, отказавшись от раскрытия собственной личности.
Я все еще слежу за ним и его искусством, и до сих пор не могу представить, как это возможно - сохранять анонимность в эпоху камер и мобильных телефонов, ведь у любого человека, которому Вы хоть раз звонили со своего мобильного, есть Ваш номер, и они могут отследить этот номер в любой точке земного шара. И невозможно нанести граффити на стену и не быть при этом зафиксированным камерой наблюдения, как же ему удается оставаться анонимным? Для меня это загадка.
Да, это действительно тайна, но, полагаю, если ему удается сохранять анонимность, как удавалось делать это на протяжении 25 лет, то это во многом заслуга людей, желающих сохранить его личность в тайне. Существует, как я уже говорила, какое-то негласное соглашение, люди не хотят лишать себя этой тайны, и, считаю, для сохранения анонимности ему требуется серьезная поддержка, большое количество людей. Когда я общалась с арт-дилером Робином Баттоном, который присутствует в документальном фильме, он высказал предположение, что настоящее имя Бэнкси было изменено, но это ни на что не повлияло, у людей будто случилась коллективная амнезия, люди не хотят знать, кто он есть. Считаю, что это сильно помогает, ведь в нашем «сэлфи-обществе», в котором мы привыкли видеть людей самих рассказывающих свою историю, выносящих на всеобщее обозрение интимные подробности, мы знаем все обо всех, и в этом контексте мы проявляем уважение к тому, кто очень заметен, оставаясь при этом невидимым, и нам это нравится.
Помните ли Вы сказку о Робин Гуде? Можете ли вы назвать Бэнкси Робин Гудом современности от искусства? Ведь он известен, он популярен среди людей, сражается за справедливость, он приходит, рисует и исчезает, прямо как сказочный персонаж, супергерой.
Да, думаю, да. Он ведь, что называется, «безликий» художник. Не знаю, пытается ли он отнять у богатых, но когда он продает свои работы по космическим суммам, он старается, чтобы простые люди получили с этого какую-то выгоду, поэтому, пожалуй, в каком-то смысле он Робин Гуд. Помните историю о юношеском клубе в Бристоле, владелец которого управлял им на протяжении сорока лет и который оказался на грани банкротства? Одним днем он обнаружил граффити совсем близко от своего клуба, на улице, приблизительно в двух метрах, и подумал, что это подарок от Бэнкси. Он решил снять трафарет со стены, продать его и на вырученные деньги спасти себя от банкротства. Когда он это сделал, все жители взъелись на него, потому что сочли это неправильным, некорректным по отношению к ним, а владелец, Дэннис, начал получать угрозы. В конце концов, Бэнски написал письмо, в котором разрешал владельцу пользоваться граффити по своему усмотрению, даже продавать его, поскольку сам являлся поклонником того, что делал этот человек. Я не уверена, что Бэнкси нанес граффити туда намерено, возможно, он это сделал просто потому, что расположение было удачным, но в конечном счете он откликнулся на ситуацию Дэнниса, потому что был тронут щедростью этого мужчины, а также его преданным отношением и искренней любовью к клубу и молодым людям, туда приходящим. Это поведение настоящего Робин Гуда, думаю, история Дэнниса как раз послужила толчком для раскрытия этой стороны личности Бэнкси.
Да, действительно хорошая история, она впечатлила меня при просмотре фильма. Каким, по-вашему мнению, будет конец у истории Бэнкси? Увидим ли мы его лицо когда-нибудь, узнаем ли, кто он?
Я думаю, что он сам срежиссирует конец этой истории. Такой человек, как он, который с осторожностью отбирает то, что ему хочется показать, который хочет оставаться в контроле, сам решит, как должна закончиться его история. Может, он раскроет свою личность, когда решит со всем завязать, и это и будет концом, не знаю наверняка. Я не уверена, что его личность раскроет какой-нибудь частный детектив, я думаю, он сделает это сам, сам решит поставить точку.
Хорошо, а теперь представьте: Вы встречаете Бэнкси. Что Вы спросите у него в первую очередь?
Хех, понравился ли Вам документальный фильм или нет? Есть ли ошибки или нет?
Понравилось Вам или нет?
Конечно, мне бы очень хотелось с ним познакомиться! Не знаю, наверное, попыталась бы завести обычную беседу, не знаю! Это сложно!
Хорошо, мой последний вопрос: как Вы считаете, он циник или романтик? В глубине души он... Когда люди взрослеют, то становятся все более циничными, а он уже не молод. Циничен ли он? Или остается романтиком?
Я не знаю, не думаю, что он циник, возможно, он противоречивая личность, поскольку сейчас он превратился в то, что критиковал в самом начале, поэтому это может причинять ему известные неудобства, ведь теперь он очень обеспечен. Но, думаю, он пытается быть верным своему слову и свои взглядам, своим намерениям, старается отстаивать то, во что верит. Даже несмотря на свою известность и свои деньги, он старается сделать так, чтобы какие-то сообщества получали выгоду от его работ. Иногда он раздает распечатки, а средства, заработанные с продажи, идут на помощь беженцам из Палестины, в больницы. Я думаю, он просто делает то, во что верит. Думаю, что он хороший человек, но, может, это лишь мое видение, мое представление.
Наши с вами взгляды совпадают.
Правда? Вы так думаете?
Определенно. Большое Вам спасибо за беседу, merçi beaucoup! И спасибо, что благодаря Вам мы сможем увидеть эту ленту, полагаю, что это важно. Огромное спасибо
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.