«Никакой партии реформ во власти нет». Почему Кремль не готов к какой-либо модернизации системы

Объясняет Станислав Белковский
17/09/2019 - 12:58 (по МСК) Максим Гликин

В новом выпуске «Эпохи Белковского» обсуждаем, почему появление в высших эшелонах власти «партии реформ» на сегодня невозможно, а также почему рядом с фигурами, обладающими властью, часто оказываются и надолго задерживаются неквалифицированные, но близкие им по духу люди.

А вот все-таки есть ли там люди, которые хотели бы, как Кудрин, каких-то хотя бы подвижек, не сказать реформ?

А кто вам сказал, что Кудрин их хочет?

Хорошо, есть ли люди, которые говорят, что давайте все-таки что-то такое менять, идти в сторону какого-нибудь послабления, модернизации, еще чего-то такого, те, которые из его окружения, в этой Солнечной системе?

Нет, я не вижу таких людей. Ну как? Вот Сергей Семенович Собянин, при нем жутко похорошела Москва. Потом загребли кучу ни в чем не повинных людей, обвинили в массовых беспорядках.

А она все хорошеет и хорошеет.

Да. Кроме того, похорошение Москвы ― это ведь тоже результат пропагандистской кампании.

Мы про это говорили.

Да. Не изучено реально, насколько она похорошела. Кстати, сейчас в дружественном нам Катаре, в стране, в государстве Катар покрасили дороги в голубой цвет. Почему? Потому что он отражает солнце и тем самым снижает в среднем на два градуса температуру воздуха, которая сейчас в Катаре зашкаливает.

Поэтому мне кажется, что асфальт в Москве недостаточно черен. Вот если его покрасить такой специальной ультрачерной краской на уровне черной дыры с ее горизонтом событий, то тогда, соответственно, будет больше поглощаться солнца, солнечной энергии, тепла всяческого. В Москве станет в среднем на два градуса больше. Вот если бы Сергею Семеновичу Собянину удалось этого добиться, это было бы неплохо. А так совсем недавно обсуждалось, что на 130 улицах Москвы асфальт меняют два раза в год. Было долгое обсуждение, зачем вообще все это делается, да.

Поэтому нет, никакой последовательной партии реформ вокруг Путина нет. Ее и не может быть, потому что Путин ― антиреформатор по своему базовому способу мышления. Он принимает решения о переменах только тогда, когда эти перемены абсолютно неизбежны. Борис Ельцин, например, мог увольнять разных чиновников, даже когда это было не нужно. Он мог три раза уволить Чубайса и три раза назначить его снова на высокие должности, как будто вчера ничего и не было.

Он даже забыл, с какой должности его увольнял.

Да. Вчера Чубайс был во всем виноват, а сегодня он снова хорош. Путин нет, он будет держаться за любого чиновника, к которому он уже в достаточной степени прикипел, которому он доверяет.

Даже за Яковлева, которому он не доверял. Он Яковлева долго никуда не отправлял.

Да-да. Он его не поменяет ни в коем случае на человека, который ему малознаком, или плохо понятен, или противостоит ему психотипически. Поэтому именно с точки зрения совпадения психотипов, а вообще близость психотипов ― это основа основ множества альянсов, которые со стороны могут казаться необъяснимыми.

Мы часто задаемся вопросом: почему в окружении какого-нибудь олигарха сидят три таких дурака? Неужели он не видит, что они не справляются? На что часто бывает верным один из двух ответов. Первый ― эти дураки были с ним в самом начале его карьеры и ассоциируются у него с удачей, с временами максимального успеха. Второй ― они просто близки ему по психотипу, они думают так же, как и он.

Почему, например, Владимир Путин так доверяет Виктору Медведчуку, известному украинскому, а фактически российскому политику и российскому агенту влияния на Украине, несмотря на то, что в публичной плоскости, в поле публичной политики Виктор Владимирович Медведчук проиграл все, за что брался? Янукович в 2004-м, потом альянс Януковича с Юлией Тимошенко в 2009 году, потом в 2014 году были попытки объяснить, что Революция достоинства проиграет (за месяц до того, как она победила) и что Янукович уцелеет, поэтому надо дать ему денег (а Янукович сбежал, и деньги ухнули, 33 миллиарда из Фонда национального благосостояния). И так далее, и так далее. Потому что они единомышленники, они близки психотипически. Путину с Медведчуком легко, приятно и комфортно.

Он долго культивировал свою систему власти, в общем, формирование кадровой основы власти заняло целый первый срок, потому что Путин пришел во власть, в общем, без команды, команду ему дала семья Бориса Николаевича Ельцина, которая поставила его, а не какие-то мифические чекисты, естественно. Вы знаете, кстати, теорию Андрея Николаевича Илларионова, известнейшего экономиста, о том, что Валентин Борисович Юмашев, крестный отец Путина в политике, был агентом КГБ?

Да, это обсуждали активно.

Я, естественно, в это не верю, это полная ерунда. И руководителем администрации был тогда Александр Стальевич Волошин, премьером ― Михаил Михайлович Касьянов. Это все были люди не путинского призыва. Но сейчас уже Путин сформировал команду, с которой ему легко, приятно и комфортно, и эта команда не пойдет против его базовых установок, а базовые установки такие, что никакие реформы стране не нужны, все и так хорошо. Золотовалютные резервы уже превысили докрымский уровень, приближаются к 600 миллиардам долларов.

Эта команда вообще никуда не пойдет, ни от него, ни вместе с ним. Она просто будет сидеть, судя по всему, вся эта команда.

Но они же все ведут войну на уничтожение друг с другом, поэтому кто-нибудь кого-нибудь да уничтожит в процессе. Но в целом какого-нибудь командного похода, ухода, перехода не будет.

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски