Четыре правила для налаживания отношений с Путиным
Сегодня британская пресса продолжает подробно обсуждать стратегию Владимира Путина в отношениях с Западом. Financial Times дает советы Западу, как наладить отношения с Кремлем, Times пишет о том, зачем Путину понадобилось участвовать в стольких конфликтах по всему миру, а Guardian в этой связи пишет о плачевном состоянии российской экономики.
Times пишет, что Путин не сумел диверсифицировать экономику России, и она оказалась очень уязвимой из-за падения цен на энергоресурсы в последние годы.
«В ответ на это кремлевский лидер преподал мастер-класс того, как нужно отвлекать внимание от экономических проблем. Сначала Крым, затем восточная Украина, за ней Сирия. Президент Путин, действовал в условиях „международного вакуума власти“, когда ни США, ни их партнеры по НАТО не только не смогли спрогнозировать международные авантюры Путина, но и не продемонстрировали решительности противостоять им», — пишет Times,
По мнению газеты, зона повышенной опасности — это, безусловно, страны Балтии6
Вряд ли в Прибалтике вспыхнет Третья мировая война, однако нужно учитывать, что риск провокаций, грубых промахов и ненамеренных ошибок со стороны России в регионе, который когда-то был ее вотчиной, по-прежнему высок.
В этой ситуации страны Запада, и, в первую очередь, США, должны приложить все усилия, чтобы укрепить обороноспособность своих восточноевропейских союзников.
«У лидеров стран НАТО нет причин пугаться агрессора, чья экономика размером не превышает и половины французской», — полагает Times, забывая впрочем добавить, что единственное, что по-настоящему пугает в противостояние с Россией — это ядерный арсенал Москвы.
Согласно Times и Guardian, нынешним бряцанием оружия перед Западом Путин стремится отвлечь внимание собственных граждан от проблем внутри страны.
Вот что пишет обозреватель Guardian Люк Хардинг:
Несколько запоздалое решение НАТО разместить порядка 4000 военнослужащих у восточных границ альянса — это сигнал Москве о готовности защитить балтийские государства — Эстонию, Латвию и Литву.
При этом нужно четко понимать, что 4000 натовских военных — цифра по масштабам вряд ли сопоставимая с 330-тысячным российским контингентом у границ балтийских стран.
Люк Хардинг, обозреватель Guardian:
Несмотря на общий политический климат, напоминающий отношения времен холодной войны, перспектива того, что российские танки войдут в страны Балтии, все же невелика.
И наконец, «Четыре правила для практического налаживания отношений с Путиным» публикует Financial Times. Их автор Филип Стивенс считает, что западным политикам необходимо помнить, что нынешняя Россия — это даже не СССР времен ядерного противостояния.
«Путин требует к себе уважения», — указывает Стивенс. И в этой ситуации Западу имеет смысл взять на вооружение те же правила, что были актуальны в общении с советским руководством в годы холодной войны.
Во-первых, решительность. Это — самое важное условие. До недавнего времени Запад был больше обеспокоен тем, что принимаемые им оборонные меры могут быть восприняты в Кремле как провокация. Однако нежелание проявить решительность и четко обозначить перед Путиным собственную позицию лишь усилили напряженность.
Во-вторых, последовательность. Путин пользуется отсутствием единства среди стран Запада. «Европейским странам нужно продемонстрировать, что они способны преодолеть разногласия, договариваясь с Москвой, и шаг за шагом проводить общую политику, всякий раз давая решительный ответ на враждебные действия России», — полагает обозреватель.
В-третьих, не нужно полностью отказываться от контактов с российской верхушкой. Есть области, в которых сотрудничество можно успешно продолжать, к примеру, противодействие терроризму или же нераспространение ядерного оружия.
И, наконец, в-четвертых — вопрос об уважении, которого так добивается кремлевский лидер. Даже сознавая слабость России, западным политикам имеет смысл не обострять лишний раз положение неосторожными ремарками. «Дипломатия — это еще и искусство умолчания», — резюмирует Филип Стивенс на страницах Financial Times.
Фото: пресс-служба Кремля