«Коммерсантъ» узнал о показаниях завхоза посольства России в Аргентине по «кокаиновому делу»
Кокаин из Аргентины в Россию могли поставлять еще с 2012 года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на бывшего завхоза представительства Москвы в Буэнос-Айресе Али Абянова.
По словам мужчины, он по просьбе предполагаемого организатора поставок Андрея Ковальчука несколько раз при помощи военно-транспортной авиации отправлял его чемоданы под видом дипломатической почты через Монтевидео, столицу Уругвая. За каждый чемодан Абянов, по его утверждениям, получал по тысяче долларов. Эти данные проверяет ФСБ.
Показания Абянов давал в качестве подозреваемого следователю следственного департамента МВД. По словам бывшего завхоза, в середине 2012 года Ковальчук позвонил ему на служебный телефон, а позднее они встретились. Ковальчук представился сотрудником службы безопасности посольства России в Германии, хотя в в дипломатическом ведомстве эту информацию отрицают. Он попросил Абянова отвезти его в аэропорт Буэнос-Айреса. Абянов на своем Hyundai Santa Fe отвез вещи Ковальчука в аэропорт.
Среди них, как следует из показаний завхоза, был «очень тяжелый чемодан, весом килограммов 25–30». Когда мужчины подъехали к аэропорту, Ковальчук попросил Абянова отправить чемодан позднее, «когда будет готов самолет». По его словам, в сумке находились дорогое вино, подарки и кофе. Абянов заявил, что сам внутрь чемодана не заглядывал и полагал, что там лежали 20-25 бутылок вина, «так как по весу это совпадало». Он привез багаж в посольство, а в конце 2012 года по указанию Ковальчука отправил его «грузовым российским самолетом» из аэропорта Монтевидео.
В 2014 году Ковальчук, по словам Абянова, оставил в посольстве два чемодана, объяснив, что в них находятся вино, печенье и кофе и что там нет «ничего криминального». При этом он попросил обернуть чемоданы в специальную бумагу обвязать веревкой и поставить печати. «Обычно так запаковывается дипломатическая почта, которая не подвергается досмотру»,— говорится в показаниях Абянова.
Позднее таким же способом в посольство попали еще более десяти чемоданов. Все сумки по просьбе Ковальчука и Абянова один из работников посольства по фамилии Дронов упаковывал как дипломатическую корреспонденцию. Они находились в гараже посольства, а летом 2016 года Абянов перевез их в подсобное помещение школы, так как «не хотел, чтобы они мешались в гараже».
Покидая Аргентину в тот же год, Абянов рассказал о чемоданах сменившему его Игорю Рогову, который устроил проверку, в результате которой в сумках были обнаружены 362 кг кокаина. Абянов заявляет, что узнал о содержимом багажа только после задержания. «Я думал, что совершаю контрабанду вина, кофе и полудрагоценных камней»,— сказал он.
Собеседники «Коммерсанта» в военно-транспортной авиации сообщили, что в 2012-2015 годы рейсы в страны Латинской Америки — в частности, Уругвай — совершались, но были «единичными». Перевозку сумок с наркотиками военные опровергают.
Власти Аргентины на прошлой неделе сообщили, что обнаружили в декабре 2016 года в школе при российском посольстве в Буэнос-Айресе 12 чемоданов, в которых находились 389 кг кокаина. Отмечалось, что об этой находке полиции сообщил посол Виктор Коронелли, который рассказал, что сумки в декабре 2016 года были обнаружены новым завхозом и что они были зарегистрированы в качестве дипломатического багажа. Правоохранительные органы заменили кокаин в чемоданах на муку, оснастили их трекерами GPS и переправили в Россию.
В МИД причастность российских дипломатов к поставке наркотиков отрицают. В ведомстве заявили, что сумки принадлежали «закончившему к тому времени командировку по срочному трудовому договору сотруднику технического состава учреждения».