Пяти членам ОНК Москвы запретили посещать «Матросскую тишину»
Пяти членам Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы следователь городского управления Следственного комитета запретил посещать изоляторы «Матросская тишина» и «Кремлевский централ». Об этом «Интерфаксу» заявила зампред ОНК Москвы Ева Меркачева.
Запрет в том числе коснулся саму Меркачеву, Ивана Мельникова, Дмитрия Пискунова. Она считает, что следователь закрыл доступ в СИЗО «самым активным» членам ОНК, чтобы не дать им выявлять в ходе проверок нарушения и заявлять о них публично.
Формально запрет связан с тем, что все пятеро проходят свидетелями по уголовному делу еще одного члена ОНК Дениса Набиуллина. «Непонятно, почему именно мы пятеро, ведь на проверки ходили с Денисом все члены ОНК», — прокомментировала Меркачева.
Члены ОНК уже пожаловались на это решение в Генпрокуратуру и собираются обратиться в суд, добавила она.
Набиуллин был арестован 8 декабря по обвинению в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Его обвинили в получении $ 500 тысяч (около 29 млн рублей) за обещание помочь арестованному. Правозащитник содержится в «Кремлевском централе».
В эфире «Эха Москвы» Меркачева связала запрет со своей публикацией о неравных условиях содержания подследственных, в частности, о наличии в «Матросской тишине» VIP-камер с особыми удобствами. В статье в «Московском комсомольце» член ОНК сообщила, что в одной из «элитных камер» содержится адвокат Дионисий Золотой (Денис Тумаркин), который проходит по делу о мошенничестве. По ее словам, в такой камере есть огромный телевизор, «шикарный» холодильник марки Indesit, «забитый деликатесами», и санузел с подвесным унитазом. По словам знакомой Меркачевой, купить место в такой камере можно за миллион рублей.
Генпрокуратура 10 января сообщила, что проверила эту публикацию, подтвердила неравные условия содержания арестованных и потребовала привлечь к уголовной ответственности сотрудников «Матросской тишины». Начальнику УФСИН Москвы Сергею Морозу прокуратура вынесла два представления об устранении нарушений.
Меркачева приветствовала эту реакцию Генпрокуратуры. «Но еще больше нас порадовало, что прямо в тот день, когда мы обнаружили эти камеры, на это отреагировали во ФСИН. Они не стали отрицать их существование и пообещали провести серьезную проверку, по результатам которой все виновные будут наказаны», — сказала она«Эху». По ее словам, после выхода публикации о VIP-камерах большинство сотрудников оперативного отдела «Матросской тишины» написали заявление об увольнении по собственному желанию, но во ФСИН правозащитников заверили, что это не значит, что уволившиеся смогут уйти от ответственности.
«Я обратилась к директору ФСБ Александру Бортникову и попросила провести большую проверку. По нашим данным, в существовании этих VIP-камер виноваты, в том числе кураторы от спецслужб. Но пока мы ответа не получили», — уточнила Меркачева.