Вдова Литвиненко подала иск в ЕСПЧ против России на 3,5 млн евро из-за его отравления полонием
Вдова бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко Марина подала иск к России в Европейский суд по правам человека, сообщает The Guardian. Она требует компенсацию в размере 3,5 миллиона евро за его отравление радиоактивным веществом.
Литвиненко требует около двух миллионов евро в связи с потерей заработка, который ее муж и она получили бы благодаря своей работе. Еще 1,5 миллиона она требует как штрафные убытки, присуждаемые ответчику в показательном порядке, чтобы удержать его от аналогичных преступлений. The Guardian отмечает, что ЕСПЧ никогда до этого не выносил решений о взыскании штрафных убытков.
Марина Литвиненко предлагает суду признать взаимосвязь между убийствами и покушениями, предположительно связанными с российскими спецслужбами. Это смерть Александра Литвиненко, отравления Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери в 2018 году, а также отравление Алексея Навального. Она сказала изданию, что понимает, что совершивших отравление людей вряд ли удастся доставить в суд, однако «кто-то должен понести за это ответственность».
«Прошло почти 14 лет с тех пор, как был убит мой муж. Нам пришлось бороться, чтобы добиться публичного расследования. Потребовалось много времени, чтобы довести это дело до суда. Это было государственное преступление. Сейчас речь идет не только об отравлении моего мужа, но и Сергея и Юлии Скрипалей, а также российского оппозиционера Алексея Навального. Это было химическое оружие, запрещенное оружие уничтожения», — сказала Литвиненко The Guardian.
Бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, получивший политическое убежище в Великобритании, умер в Лондоне 23 ноября 2006 года. Расследование британской стороны установило, что его отравили полонием и к этому причастны экс-офицер КГБ и депутат Госдумы Андрей Луговой и предприниматель Дмитрий Ковтун. Незадолго до смерти Литвиненко встречался в Лондоне с Луговым и Ковтуном.
По версии следствия, убийство Литвиненко могло быть одобрено Владимиром Путиным и Николаем Патрушевым, занимавшим тогда должность директора ФСБ.
В российском МИД говорили, что расследование гибели Литвиненко имело «ярко выраженную политическую подоплеку», а процесс «не являлся прозрачным ни для российской стороны, ни для общественности».
Фото на превью: ТАСС