ЦБ допустил возникновение глобального финансового кризиса в 2023 году
Банк России включил в альтернативные сценарии развития экономики возможность наступление в 2023 году глобального финансового кризиса, который будет «сопоставим по масштабам с кризисом 2008-2009 годов». Такой сценарий содержится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики до 2024 года.
Всего ЦБ представил базовый и несколько альтернативных макроэкономических сценариев развития. Согласно одному из альтернативных сценариев, в 2023 году возможен системный кризис, если ужесточение денежно-кредитной политики в США будет сопровождаться разрывом пузырей на рынках активов.
«Если настроения на финансовых рынках будут достаточно волатильными в 2022 году, а наблюдаемые процессы на финансовых рынках окажутся пузырями, то быстрое и существенное ужесточение денежно-кредитной политики США может привести к росту обеспокоенности инвесторов относительно перспектив возврата вложенных средств», — говорится в документе.
2023 год может начаться с того, что инвесторы начнут продавать рисковые активы, а в странах с развивающимся рынком ухудшатся долговые проблемы, считает ЦБ. В результате средняя цена на нефть марки Urals снизится до 40 долларов за баррель, а ВВП России — упадет на 1,4–2,4%.
При таком развитии событий ЦБ планирует «решительно ужесточить денежно-кредитную политику в начале 2023 года», чтобы обеспечить стабильность цен. В частности, ЦБ поднимет ключевую ставку до 8,3–9,3%.
«Восстановление будет затяжным и растянется на несколько кварталов, однако уже к 2024 году темпы прироста российской экономики достигнут 3,0–4,0%. В то же время возвращение на уровень 2022 года произойдет только к концу прогнозного горизонта», — прогнозирует Банк России.
РБК отмечает, что в прошлом году наихудшим сценарием был «рисковый» и он предполагал повторный рост заболеваемости коронавирусом в мире и другие шоки, однако теперь ЦБ предупредил, что в глобальной экономике накапливаются дисбалансы, которые могут привести к системному кризису.
Зампред ЦБ Алексей Заботкин сказал на брифинге, что набор сценариев, представленных Банком России, «наиболее емко отражает ту неопределенность, которая имеется за пределами базового сценария», передает «Интерфакс». «Еще раз подчеркну, что базовый сценарий, на наш взгляд, носит значительно более высокую степень вероятности, чем альтернативные сценарии», — отметил он.