Трагедия сдержанного либерализма в сирийской пустыне

Жизнь и судьба Башара Асада в пересказе Александра Баунова
21/10/2015 - 18:14 (по МСК)

Чтобы понять причины протеста, важна не только природа режима, но и направление его развития, пишет Александр Баунов, главный редактор русского «Карнеги». И продолжает: когда режим меняется в сторону большей свободы, он становится более уязвимым, но все равно остается диктатурой, поэтому любое сопротивление ему можно втиснуть в не вызывающую лишних вопросов формулу «народ против тирании». Он разобрался в трагедии Башара Асада, который попытался даже быть реформатором, но оказался вовлечен с кровавую гражданскую войну.

...В 2000–2001 годах Башар Асад выпустил политических заключенных разных направлений (коммунистов, либералов, исламистов), разрешил частные газеты, кабельные телеканалы и FM-радиостанции, дал понять журналистам и просто гражданам, что теперь можно критиковать начальство (не зарываясь) и обсуждать судьбы родины. Сирийские интеллектуалы предались обсуждению судеб с энтузиазмом. Свои манифесты выпустили компартия и «Братья-мусульмане» – эти еще и отказались от насилия как средства политической борьбы. Появились газеты других, кроме правящей «Баас», исторических партий, сатирические журналы – сирийские «Крокодилы», высмеивающие отдельные недостатки. Конечно, на Башара это не распространялось, утроба крокодила ему не повредила, но все равно прогресс. Легализовали НКО и правозащитные группы. Ослабли бытовые домогательства спецслужбистов, которые портили ежедневную жизнь сирийских мусульман: почему с бородой, почему с кольцом. 

Несмотря на официальный запрет фейсбука (им могут воспользоваться для вербовки израильские шпионы), в 2010 году дамасская молодежь не только выгуливала на поводке маленьких пижонских собачек, заказывала в барах христианского квартала виски (некоторые храбрые барышни употребляли его, не снимая мусульманских платков), но и довольно открыто сидела в кафе в фейсбуке, обходя запрет с помощью несложных прокси-программ. 

Дело не только в том, что модная пара Башар и Асма не были особенно кровожадны по природе. Есть почти универсальный закон, который заставляет молодого преемника быть либеральнее своего грозного предшественника. Молодой правитель обычно начинает работать в окружении старой гвардии – друзей и соратников отца, которые его на руках носили, когда он еще пешком под стол ходил. Наследнику, чтобы ограничить власть отцовского круга, приходится либеральничать, запускать в действие независимые от этого круга институты и механизмы. Обращаться через голову стариков к чаяниям народа, а народ после жестокого правления, чает покоя и воли. Чтобы подорвать могущество старого аппарата власти, разрешать критику власти вообще. Медведев после Путина, Хрущев после Сталина, Алиев-младший после Алиева-старшего, Кадар после Ракоши; так же действовал Асад-младший. <...>



Читайте статью полностью на сайте Карнеги

Также по теме
    Другие новости
    Комитет Госдумы поддержал запрет «иноагентам» участвовать в выборах Сегодня в 20:43 Мэр Орска заявил, что уйти в отставку во время наводнения было бы «не по-государственному» Сегодня в 20:39 Главу комиссии молодежного парламента при Госдуме арестовали за пост с «символикой ЛГБТ» Сегодня в 20:38 Минюст внес в реестр «нежелательных» организаций «Комитет ингушской независимости» Сегодня в 20:37 Суд продлил на полгода арест режиссерке Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук Сегодня в 20:36 Настя Ивлеева рассказала о поездке на аннексированные украинские территории Сегодня в 14:30 В Белгородской области дрон атаковал автобус Сегодня в 14:29 Российские врачи выступили в поддержку педиатра Надежды Буяновой Сегодня в 00:05 В Грузии продолжаются массовые протесты против закона об «иноагентах» Вчера в 23:17 Обвинение запросило 18 лет лишения свободы для активиста, который разрисовал краской флаги на могилах военных Вчера в 23:17