К стенам Кремля из Люблино. Как в Москве прошел десятый «Русский марш»
В Москве прошел самый малочисленный «Русский марш» за всю историю этой акции. В юбилейном десятом шествии, по оценке корреспондента Дождя, участвовали менее тысячи человек. Накануне одного из лидеров ныне запрещенного движения «Русские» Дмитрия Демушкина задержали и отправили на допрос в Вологду. Другого лидера движения — Александра Поткина (Белова) — арестовали в прошлом году, его обвиняют в экстремистской деятельности и хищениях у вкладчиков БТА-банка.
В Москве прошел самый малочисленный «Русский марш» за всю историю этой акции. В юбилейном десятом шествии, по оценке корреспондента Дождя, участвовали менее тысячи человек. Накануне одного из лидеров ныне запрещенного движения «Русские» Дмитрия Демушкина задержали и отправили на допрос в Вологду. Другого лидера движения — Александра Поткина (Белова) — арестовали в прошлом году, его обвиняют в экстремистской деятельности и хищениях у вкладчиков БТА-банка.
Старт юбилейного «Русского марша» на улице Перерва в спальном районе Люблино был запланирован на 12:00. За полчаса до начала в метро уже не было ни одного человека, который был бы похож на потенциального участника ежегодного шествия русских националистов.
За десять минут до начала шествия очередей к рамкам уже не было. Обыскивали тщательно — судя по лицам полицейских, скорее от скуки, чем из реальных опасений. Колонны — не очень большие — уже сформированы. В сумме количество участников акции едва достигает пятисот.
Полиция заставляет участников акции свернуть баннер: белые буквы на красном фоне — «Русский марш». Причина проста — баннер не согласован.
Второй конфликт. Участников акции просят убрать флаги с «кельтскими крестами». Националисты отказываются; организаторы торопливо объясняют, что считают кельтский крест частью русской культуры. Чуть позади группа активистов уныло скандирует «Русский — значит свободный». Кто-то бьет в барабан.
Перед самым стартом головная колонна повторяет лозунги, «чтобы не было скучно стоять». Они все те же: «Пока мы едины, мы непобедимы!», «Победа или смерть!», «Русские, вперед!». К прошлогоднему «Свободу Александру Белову!» добавился «Свободу Дмитрию Демушкину!». Демушкин не смог попасть на «Русский марш»: накануне его задержали и увезли на допрос в Вологду.
Марш стартует. Самыми активными со стороны кажутся люди из группы «Черного блока» — они бодро и агрессивно требуют радикальных перемен и «России без Путина». На баннере во главе колонны — призыв освободить Демушкина. Перед колонной — женщина и двое детей с иконами, чуть дальше — несколько человек с полотнами на длинных шестах, увенчанных крестами.
Первые минуты шествия участники «Русского марша» с напускной бодростью шагают по улице Перерва. Низко в небе жужжит маленький коптер. ОМОН постоянно подгоняет прессу: журналистов просят держать дистанцию в 15 метров от митингующих, «чтобы не мешать движению колонны». Впереди очень медленно едет полицейский автобус. Есть в этом что-то торжественное.
Организаторы благодарят тех журналистов, кто будет «честно освещать мероприятие». Активисты громко требуют свободы слова. Потом начинают кричать лозунги про полицию.
— Полиция — с народом, кончай служить уродам! Не будет порядка — будет Манежка! — скандирует толпа. Полиция усмехается.
В толпе скандируют классические «Россия без Путина» и «К стенам Кремля — ни шагу назад». В этот момент молодой улыбчивый активист подходит к полицейскому и хлопает его по плечу.
— Отойдите, пожалуйста, — вежливо говорит полицейский. Активист смущается и отходит.
За ограждениями у станции метро «Братиславская» марширующих встречает небольшая группа зевак. Маленький мальчик в коляске громко плачет. Активисты снова вспоминают про Белова, Демушкина и движение «Русские», на днях признанное экстремистским и запрещенное в России.
— Меняем Белова на Сердюкова! Меняем Демушкина на Путина! — скандирует толпа, — «Русских» не запретишь!
Теперь шествие движется медленно и в целом выглядит довольно лениво. Бодрых энтузиастов почти нет. В толпе националистов встречаются юные девушки, стильно и дорого одетые: одна из них в голубом пальто из короткого меха с имперской повязкой на рукаве снимает селфи на шестой айфон.
Единственный яркий момент на акции: в голове колонны мужчина зажигает файер. Журналисты бегут снимать; кто-то из организаторов вежливо просит потушить. Активист тут же гасит свой файер, вскоре его задерживают. Всего на «Русском марше», как позже сообщит «ОВД-Инфо», задержат семерых — в основном активистов «Черного блока», отказавшихся по требованию полиции убрать флаги с изображением кельтского креста.
В шествии, по оценке корреспондента Дождя, участвуют около тысячи человек. До митинга доходят не все. Под песню «Мы — русские! С нами — бог!» площадь с памятником Солдату Отечества заполняется людьми примерно на треть.
Митинг начинается со слов поддержки Демушкину, который должен был выступать первым. Толпа аплодирует. Дальше со сцены благодарят всех, кто пришел, и сетуют на попытки запретить ежегодное шествие националистов. «Русский марш», по мнению оратора — одна из форм национального самоопределения, которую у людей «отобрали после большевистского переворота в 1918 году». Потом говорят про войну в Сирии и Украине: нам это не нужно, отмечают со сцены.
Не слушая ораторов, люди разбиваются на группы и начинают фотографироваться. Фотографы снимают маленькую девочку в розовом: ей на вид не больше двух лет, она хмурится и прижимается к маме. В руках у ребенка маленький имперский флаг на пластиковой палочке.
Недалеко стоит пожилой мужчина с самодельной табличкой, на ней стихотворение:
Меня тревожит вид твой грустный
Какой бедою ты тесним?
И человек сказал: «Я русский»
И Бог заплакал вместе с ним!
Мужчина рассказывает про Тверь. В Твери, говорит, есть районы, куда полиция боится заезжать. Ограбили почтовое отделение, жалуется он.
Одного из ораторов, Александра Самохина, задерживает полиция, не встречая особого протеста со стороны собравшихся. Организаторы просят сохранять спокойствие.
— Конец оккупации — свободу русской нации! — кричит мальчик лет семи в шарфе с символикой националистов. Потом он негромко признается, что не понимает, о чем речь, и просто повторил за взрослыми.
К половине третьего «Медиазона» пишет, что в вологодском управлении Следственного комитета допросили Демушкина. Десятый «Русский марш» в Москве подходит к концу.
Текст: Саша Богино
Фото: Алексей Абанин