В воскресенье «Газета.ру» сообщила о возможной продаже одного из крупнейших медиахолдингов России — РБК. По утверждению источников издания, владелец РБК Михаил Прохоров рассматривает такую возможность. На бизнесмена могут оказывать давление из-за материалов РБК о предполагаемой дочери президента Владимира Путина, рассказал один из собеседников. Группа компаний ОНЭКСИМ, которая принадлежит бизнесмену, опровергла информацию о продаже медиахолдинга. Дождь рассказывает все, что известно о ситуации вокруг РБК.
Фото: РИА Новости / Алексей Даничев
Кремль
20 апреля РБК сообщил, что шеф-редактор холдинга Елизавета Осетинская после майских праздников уйдет в академический отпуск на год для обучения в Стэнфорде. После этого Reuters со ссылкой на источники рассказало, что отпуск Осетинской может быть связан с давлением Кремля на холдинг из-за публикации о ближнем круге Владимира Путина. Агентство также отмечает, что Осетинская уходит в отпуск на четыре месяца раньше, чем говорила до этого. В РБК продолжают настаивать, что отпуск шеф-редактора связан именно с учебой.
За неделю до публикации Reuters, 14 апреля, в офисе группы компаний Михаила Прохорова ОНЭКСИМ прошли обыски. В самой компании сообщили, что обыски проводила налоговая служба. Источники Дождя в РБК рассказали, что следственные действия могут быть связаны с давлением на Прохорова — таким образом его могут пытаться заставить продать медиахолдинг.
По данным «Газеты.Ru», покупателем холдинга может стать «Национальная медиагруппа» Юрия Ковальчука, куда входят РЕН ТВ, РСН, «Пятый» канал и другие медиа. Собеседники издания рассказали, что «на высшем уровне» было отдано поручение сменить собственника РБК, а также что чиновникам «важно быстро выполнить это поручение». Это связали с публикациями РБК, которые вызвали недовольство в Кремле: материалами о предполагаемой дочери Владимира Путина, директоре фонда «Иннопрактика» Катерине Тихоновой и бизнесмене Кирилле Шамалове, которого называют ее мужем. Прохоров и его окружение напуганы из-за того, что «разгневали первое лицо страны», утверждает другой источник «Газеты.Ru».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что связь обысков в ОНЭКСИМе с возможной продажей РБК «априори неверна».
«Это частный холдинг, там нет государственных денег. Если кто-то хочет продать, а кто-то хочет купить, главное, чтобы это было в рамках законодательства. Но это вопрос, который не касается Кремля. Безусловно, не может идти речи, что какое-то давление может оказываться на редакционную политику РБК. Я думаю, сам РБК вполне подтвердит абсолютное несоответствие таких слухов реальности», — сказал Песков.
Пресс-служба РБК и руководство холдинга не комментировали эти сообщения.
Фото: Зотов Алексей / Коммерсантъ
Что такое РБК
В крупнейший российский деловой медиахолдинг РБК входят одноименные телеканал, журнал и онлайн-издание, а также газета РБК. По данным «Медиалогии», онлайн-издание РБК занимает первое в России место по цитируемости среди интернет-СМИ.
Прохоров купил 51,1% РБК в 2010 году за 80 миллионов долларов. К лету 2014 года ОНЭКСИМу принадлежало 63,39% холдинга. После покупки медиахолдинга Прохоровым в нем поменялось практически все руководство. Генеральным директором РБК стал бывший глава объединенной компании «Афиши» и Ramber Николай Молибог, а шеф-редактором бывший главред русского Forbes Елизавета Осетинская. Издания холдинга были усилены журналистами русского Forbes, Коммерсанта, Ведомостей и Ленты.ру. Это привело к резкому улучшению качества публикаций холдинга. Однако финансовое положение РБК остается нестабильным.
В первом полугодии 2015 года чистый убыток холдинга РБК составил 292 миллиона рублей при выручке в 2,17 миллиарда. Сама компания оценивается в 15,7 миллиарда рублей. Долг компании, по данным источника, близкого к структурам Прохорова, составляет около 220 миллионов долларов. Сейчас Прохоров готов продать РБК, но просит за холдинг слишком много денег, рассказал источник на рынке. Два источника Дождя в окружении Прохорова ранее рассказали, что бизнесмен готов продать актив только в том случае, если ему будут полностью компенсированы убытки, связанные с его вложениями в этот бизнес. Собеседник «Газеты.Ru» на рынке заверил, что обыски в ОНЭКСИМе были нужны для того, чтобы сбить цену на РБК.
Михаил Прохоров. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Что говорили о продаже
О том, что РБК могут продать, писали еще в августе 2014 года. Тогда «Коммерсантъ» узнал, что Прохоров с февраля вел переговоры о продаже холдинга, в частности, с владельцем «СМП-банка» Аркадием Ротенбергом, холдингом «Газпром-медиа», владельцем Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным и еще как минимум с тремя сторонами.
По данным «Коммерсанта», одной из причин возможной продажи медиахолдинга стали задолженности и снижение выручки. На момент покупки (2009 год) 51,1% РБК оценили в 80 миллионов долларов. По данным газеты, в 2014 году без кредитной нагрузки РБК оценивался в 50 миллионов долларов. Прохоров хотел получить за РБК более 250 миллионов при том, что 227 из них пошли бы на погашение долгов.
Ни одна из сторон не заинтересовалась покупкой холдинга, рассказали источники Ъ. Представители Ротенберга и «Газпром-медиа» отказались от комментариев. Представитель Владимира Лисина говорил, что предложение о сделке не поступало. Тогда же гендиректор ОНЭКСИМа Дмитрий Разумов заявил, что группа не обсуждает возможность продажи РБК.
Как меняли редакторов других изданий
В ноябре 2014 года инвесторы онлайн-издания «Русская планета», строительная компания «Мортон», потребовали увольнения главного редактора Павла Пряникова, заявив, что издание стало «либераловольным». Пряников после этого уволился, вслед за ним ушли и большинство журналистов «Русской планеты». В феврале 2015 года новым главным редактором издания стал Сергей Синенко, который сообщил коллективу «Русской планеты», что «хочет перевоспитывать общество, которое готово продать маму за айфон». После смены коллектива изменилась редакционная политика издания
«Мы полагаем, что "русская цивилизация" — это русскоязычное общество, в основе национальной культуры и национального самосознания которого Вера, Государственное начало, Нестяжательство, Отстаивание интересов своего Отечества, Самодостаточность и Соборность», — пишет о себе редакция.
В марте 2014 года владелец «Ленты.ру» Александр Мамут уволил главного редактора Галину Тимченко, которая занимала этот пост с 2004 года. Причины этого решения Мамут не назвал. Вслед за Тимченко редакцию покинули 79 сотрудников издания, назвав увольнение независимого главного редактора нарушением закона о СМИ. Новым главным редактором «Ленты.ру» стал Алексей Гореславский, который раньше был заместителем генерального директора по внешним коммуникациям медиахолдинга «Афиша-Рамблер-SUP», куда входит «Лента.ру».
Осенью 2014 блог «Анонимный интернационал» опубликовал предполагаемую переписку заместителя начальника внутренней политики администрации президента Тимура Прокопенко и Гореславского. Среди них были сообщения, которые Прокопенко писал за две недели до увольнения Тимченко.
— Слушай, а они тебя вообще не слушают чтоль?
— Я им всем не начальник, это во-первых. Я могу очень сильно рекомендовать, но уволить и оштрафовать не могу. В Газете слушаются, но редакция не до конца отдр*чена, поэтому есть косяки. В Ленте своя позиция на все, Галя ссылается на то, что у нее такой «стандарт» и она его будет исполнять. Вопрос перед акционером поставлен. Делаю, что могу.
Сами журналисты «Ленты.ру» назвали назначение Гореславского «прямым давлением на редакцию» и нарушением закона о СМИ. Эти заявление процитировали Reuters, The New York Times, The Wall Street Journal и The Guardian. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович сказала, что смена главного редактора издания является «очевидным знаком» цензуры и государственного давления на СМИ.
Мамут отказался комментировать причины смены редактора. Гореславский также не стал об этом говорить. Он назвал своей задачей повышение экономической эффективности и посещаемости ресурса. По данным «Медиалогии», в феврале 2014 года индекс цитируемости «Ленты» был равен 75 958, в феврале 2016 — 1 229.
С 2016 года начали действовать поправки к закону о СМИ, которые не позволяют российским СМИ иметь долю иностранного капитала больше 20%. Также правила запрещают гражданам других стран и россиянам с двойным гражданством выступать учредителями СМИ в России. Несколько дней назад СМИ впервые отчитались о получении иностранного финансирования. В списке, который опубликован на сайте Роскомнадзора, указаны «Новая газета», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Сноб Медиа», «Российская газета» и другие издания.
Накануне, после публикации «Газеты.Ru», пресс-секретарь РБК Егор Тимофеев не смог предоставить Дождю оперативный комментарий о возможной продаже медиахолдинга.