«Откуда вдруг извержение вулкана, когда кругом болото?» Сурков написал колонку о «скопинском льве»
Бывший помощник президента России Владислав Сурков для журнала «Русский пионер» написал колонку о жизни в городе Скопин, в котором он родился. В статье рассказывается о местном меценате и мошеннике Иване Рыкове, с которого, по словам Суркова, он «хотел брать пример».
«Небольшой русский город Скопин недавно ославился на всю Россию из-за пресловутого „скопинского маньяка“ Виктора Мохова. Между тем, это не первая громкая слава моего родного города. И ради справедливости надо сообщить, что Скопин еще в девятнадцатом веке удостоился обсуждения всей страной, которую всколыхнул и даже потряс», — написал Сурков.
Он рассказал, что учился в школе, построенной на деньги благотворителя Ивана Рыкова, возглавившего в 1863 году Скопинский банк. По словам Суркова, о Рыкове не говори ни в школе, ни в целом в городе, а узнал он о нем из альбома об Антоне Чехове. На одной из карикатур был изображен Рыков в обличье льва и с подписью «Скопинский лев в клетке». Позже Сурков узнал, что Чехов, будучи начинающим журналистом, делал репортажи о суде над Рыковым.
В 1880-х годах Рыкова обвинили в растрате денег вкладчиков и создании финансовой пирамиды под видом банка. Его приговорили к ссылке в Сибирь.
По словам Суркова, Рыков был «щедрейшим благотворителем», «христолюбивым гражданином» и «никогда не принимал вклады от земляков». «Разве он вор? То есть, вор, разумеется, но ведь нельзя же при этом сказать, что только вор и больше ничего. Еще много всего, помимо и сверх, в нем наверняка было», — отметил Сурков.
Он добавил, что был «восхищен» историей о Рыкове и «хотел брать пример» с него. «Иван Гаврилович был настолько не похож на все, что я видел тогда в Скопине, что мне с трудом верилось, что он местный. Городок наш был маленький, приземистый, невзрачный. До и после Рыкова в нем никогда ничего не происходило. Он безмолвствовал <…> Живые отличались от мертвых, в основном, пищеварением. Откуда тогда взялся этот дерзкий, яркий человек со своими громкими делами в нашей глуши? Откуда вдруг извержение вулкана, когда кругом болото? Как завелся этот веселый лев в ареале обитания сусликов и ворон?» — задался вопросом Сурков.
По мнению Суркова, эта история показывает, что в Скопине «нужно или очень высоко подняться, или очень низко пасть». «Неважно, вверх или вниз, лишь бы как можно дальше от нулевой отметки, на которой здесь замерла жизнь <…> Надо нарушить закон или хотя бы нормы приличия, чтобы увидеть сокровища мира. И еще раз нарушить, чтобы их получить. И еще раз, чтобы удержать», — подытожил он.