«Остановить строительство промышленных объектов»
В опубликованном списке санкций против Турции, подписанном во вторник, 1 декабря, премьер-министром Дмитрием Медведевым, нет турецких строительных компаний, работающих в России.
Фото: Renaissance Construction
Запретили ввоз ряда фруктов, овощей, части тушек и субпродукты. Постановлением также приостановили деятельность cмешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, отменили безвизовый режим России с Турцией, ввели запрет на чартерное ависообщение между странами, ограничили разрешения турецких перевозчиков на территории России. Также введен запрет на работу турецким гражданам на территории России.
Однако ожидаемого попадания турецких строительных компаний в список не состоялось. В минувшую субботу Путин подписал указ о запрете или ограничения на деятельность организаций, которые работают в России под юрисдикцией Турции. Перечень отдельных видов работ и услуг должно было уже определить правительство.
О том, что в санкционный список могут попасть турецкие строительные компании, говорил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, заявив, что доверие к ним подорвано. «В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть из них уйдет», — цитирует его РБК.
По мнению партнера практики «Недвижимость» Goltsblat BLP Виталия Можаровского, если строительные компании оказались бы в списке санкций, то «встали» бы очень важные строительные объекты. Кроме того, по словам Можаровского, увольнение генподрядчиков «на переправе», обойдется гораздо дороже, чем оставить все как есть.
Выплата неустойки, говорит он, составила бы 10-15 процентов сметной стоимости проекта. «Москва-сити — тому яркий пример (турецкая компания «Ренессанс Констракшн» принимала участие в строительстве первой башни «Москва-Сити» «Федерация» и продолжает строить башню «Россия» — Дождь).
Но таких примеров масса — это и «Лахта-центр», куча промышленных предприятий, которые не так видны, потому что находятся в регионах. Тем не менее, они являются крупными строительными проектами», — говорит он. По мнению Можаровского, «использование принципа «дайте-ка я выколю себе глаз, чтобы у тещи был кривой зять» показало не очень высокую эффективность, а «даже ущербность».
«Строительная турецкая фирма — это российское юридическое лицо с иностранным капиталом, работающее здесь, которое действует на основании российских законов. Каким образом можно запретить или ограничить работу турецких фирм? По национальному признаку, по форме носа? Я не уверен, что есть механизмы для этого», — говорит руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов.
По его словам, говоря о турецкой компании, «мы запрещаем вам строить в России», бьют по компании, которая платит налоги в России. « Я не очень представляю себе, как даже в таком, так скажем, малодемократичном обществе, как российском, можно ограничить деятельность компании по происхождению капитала».
Российские санкции в отношении Турции вступили в силу 1 декабря.