Минюст раскрыл, какое «опосредованное финансирование» привело к объявлению Дождя «иноагентом»
Минюст впервые официально раскрыл, что считает «опосредованным иностранным финансированием через российские фонды», которое стало одной из причин включения телеканала Дождь в реестр СМИ-«иноагентов». Речь идет о деньгах, полученных Дождем на проведение поэтического марафона, проекта ко дню защиты детей и за съемку и трансляцию премии «Просветитель».
В понедельник, 22 ноября, в Замоскворецком суде прошло первое заседание по иску Дождя к Минюсту из-за включения издания в реестр СМИ-«иноагентов». Заседание проходило в форме беседы, в ходе которой Минюст предоставил суду свои возражения к иску. В них ведомство со ссылкой на законы объяснило, что стало поводом для включения Дождя в реестр СМИ-«иноагентов».
Первая причина — цитирование других СМИ-«иноагентов». В документе Минюста приведен список из 24 материалов, в которых цитировались люди и издания, внесенные в реестр «иноагентов». Под номером один в этом списке — материал «Как жить человеку-иноагенту в России».
Кроме того, Минюст сообщил, что в Роскомнадзор ежеквартально поступают отчеты ООО «Телеканал Дождь» о получении средств из иностранных источников. Речь идет о реестре, который ведется с 2016 года в соответствии со статьей 19.2 Федерального закона «О средствах массовой информации». По этому закону СМИ обязаны раз в квартал отчитываться в Роскомнадзор в случае получения средств от иностранных государств, международных или иностранных организаций, а также некоммерческих организаций, признанных в России «иностранными агентами», иностранных граждан и лиц без гражданства. В списке тех, кто подает такие отчеты, десятки российских СМИ и издательств, в том числе RT, ТАСС, «Интерфакс», «Матч ТВ», «НТВ-плюс», «Коммерсантъ», компания «Бизнес Ньюс Медиа» (издатель «Ведомостей»), издательский дом «Бурда», «Новая газета», «Известия» и другие. В публикациях РКН за первый и второй квартал 2021 года Дождь присутствовал. В списке за третий квартал телеканала уже нет, поскольку у него не было средств, нуждающихся в декларировании.
В своих возражениях Минюст также впервые раскрыл информацию, полученную от Росфинмониторинга. Ранее Минюст сообщал, что служба передала ему данные об «опосредованном иностранном финансировании через российские фонды», не уточняя деталей.
В документе, предоставленном в суд, перечислены три платежа, полученные Дождем с ноября 2019 по декабрь 2020 года:
- 526 тысяч рублей через Фонд развития культуры и образования « Московское время»;
- 252 тысячи рублей через благотворительный фонд «Арифметика добра»;
- 240 тысяч рублей через Фонд развития Политехнического музея.
Эти суммы упоминались в телеграм-канале агентства РИА Новости, которое еще 20 августа, в день признания Дождя «иноагентом», сообщило со ссылкой на анонимный источник, что телеканал с 2016 года получил более 3,7 млн рублей от зарубежных компаний и организаций. В своем сообщении РИА Новости, помимо трех приведенных выше платежей, упоминало также 2,7 млн рублей, полученных Дождем через Сахаровский центр* от Charles Stewart Moti Foundation и MacArthur Foundation, но в документе Минюста этой суммы нет.
Гендиректор Дождя Наталья Синдеева подробно комментировала эти суммы и рассказывала о каждом проекте, созданном на эти деньги.
Фонд развития культуры и образования «Московское время» оплатил Дождю съемку и трансляцию церемонии вручения премии «Просветитель», учрежденной Борисом Зиминым. Наталья Синдеева рассказывала, что телеканал в течение нескольких лет снимал и показывал вручение премии, а Фонд оплачивал расходы. «Так как мы понимаем, что и у Фонда особо нет денег, и мы не зарабатываем на этом — [это деньги] просто, чтобы покрыть расходы на производство этой премии», — говорила Синдеева.
С благотворительным фондом «Арифметика добра» Дождь сотрудничал в рамках проекта ко дню защиты детей. На деньги, полученные от фонда, телеканал сделал и разместил в своем эфире графические заставки.
От Фонда развития Политехнического музея Дождь получил 240 тысяч рублей — на эти деньги проводился поэтический марафон #ПолитехLive. «Это были стихи, их читали в прямом эфире Демьян Кудрявцев, Андрей Родионов — куча известных людей», — вспоминает Синдеева. При этом все три фонда не являлись иностранными организациями, и никакой информации об источниках их финансирования и о том, что они могут быть иностранными, у Дождя не было.
Из возражений Минюста следует, что, принимая решение о включении Дождя в реестр «иноагентов», ведомство советовалось с МИД. 20 августа МИД в письме Минюсту ответил, что не возражает против включения Дождя в реестр «в связи с вашим обращением». На суде представитель Минюста не пояснил, о каком обращении идет речь и не предоставил его.
До этого Дождь несколько раз писал в Минюст и Роскомнадзор, чтобы получить ответы на вопросы, возникшие у редакции после признания телеканала «иноагентом». Однако переписка свелась в основном к цитированию законов и перенаправлению из одного ведомства в другое.
В своем иске Дождь просил привлечь в качестве заинтересованных лиц все три ведомства — МИД, Роскомнадзор и Росфинмониторинг. Однако суд привлек только МИД, а в просьбе Дождя привлечь два остальных ведомства отказал, поскольку «их права не могут быть затронуты», а то, что они предоставляли в Минюст документы, «не свидетельствует о какой-либо заинтересованности в данном деле».
В возражениях, предоставленных в суд, Минюст приходит к выводу, что включение телеканала в реестр «не нарушает и не ограничивает его права и свободы, гарантированные Конституцией» и просит суд отказать в удовлетворении иска Дождя.
*Сахаровский центр включен Минюстом России в реестр НКО-«иноагентов»
Фото на превью: Денис Каминев / Дождь