Кто мешает российской полиции расследовать кражи картин
«Антикварные» отделы появились в структуре МВД в начале 1990-х, когда в стране начали массово грабить церкви, музеи и частные коллекции. Закон рынка таков, что все краденные произведения искусства рано или поздно где-нибудь всплывают, но раскрывать такие дела некому: арт-отделы в последние годы постепенно закрывают. В итоге международное арт-сообщество и иностранные детективы называют Россию «черной дырой арт-преступлений», пишет Esquire.
Дело Мхитара Казаряна — похищение пяти работ знаменитых русских художников и других культурных ценностей на 60 миллионов рублей — должно было стать громким успехом арт-отдела Московского уголовного розыска. Вместо этого отдел расформировали, а сыщики уволились еще до вынесения приговора.
Казарян выдавал себя за куратора, то за галериста, то за мецената. Он рассказывал, что у него есть хороший покупатель, брал что-нибудь недорогое, приносил деньги, а потом предлагал совершить сделку покрупнее.
В июле 2009 года Казарян принялся искать выход на владельца картины «У окна» известного художника Константина Коровина через искусствоведа Патимат Гаммадову.
Ее знакомый, Валерий Суриков, называющий себя главой Международного института имени Андрея Тарковского, позвонил жене коллекционера и владельца галереи «Коносьеръ» Кирилла Белянинова. Полотно «У окна» он купил в Париже годом ранее и продавать не хотел, думая об этом холсте как об акте возвращения отечественных ценностей на Родину. Но в стране был кризис, и коллекционер разрешил жене отдать полотно «на показ» потенциальному покупателю.
В августе того же года Суриков написал расписку в галерее «Коносьеръ», забрал картину и поехал домой к Гаммадовой. На встречу вместо интересовавшегося полотном Казаряна приехал его подельник. Представившись экспертом со стороны покупателя, он стал осматривать картину. Для заключения сделки «эксперт» попросил всех поехать в отделение банка. Картину оставили дома. В суде Суриков заявит: в какой-то момент он понял, что сделки не будет, и потребовал отвезти его домой к Гаммадовой, но картины там уже не было.