«Комитет против пыток»: около половины силовиков, осужденных за пытки, получили условные сроки
Около половины силовиков в делах о жестоком обращении с заключенными, которые ведет «Комитет против пыток», получили условные сроки. Средний реальный срок для остальных составил около четырех лет. Еще в половине случаев дела против силовиков не были возбуждены. Об этом сообщает РБК со ссылкой на доклад «Комитета против пыток».
«Комитет против пыток» проанализировал материалы дел, которые он ведет в семи регионах России с 2000 года. Всего правозащитники установили 219 фактов пыток, от которых пострадал 291 задержанный и заключенный. Всего по делам о пытках были осуждены 122 правоохранителя. Из них 43% (52 человека) получили условные сроки.
Остальные 70 человек были приговорены к реальному лишению свободы. Медианный срок лишения свободы составил три с половиной года (ровно половина получила сроки больше, половина — меньше), средний — чуть больше четырех лет. При этом максимальное наказание по статье о превышении полномочий, которую чаще всего применяют в случае пыток (часть 3 статьи 286 УК РФ), составляет до 10 лет лишения свободы.
Самый строгий приговор получил нижегородский милиционер в 2008 году — ему назначили 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима за гибель рабочего в вытрезвителе в 2002 году. Самое мягкое наказание получили двое полицейских из Марий Эл, в течение 21 часа пытавшие задержанного — в 2012 году их приговорили к полутора годам колонии общего режима.
Около 20% пострадавших (61 человек) заявляли о пытках электрическим током. Еще по 15% сообщали об избиениях резиновой дубинкой и связывании. Как пишет РБК, в докладе приведены случаи, когда правоохранители «пытались утопить жертву в канале, курили при задержанном с астмой, заставляли проглотить крышку от пивной бутылки, приседать в противогазе, применяли кипяток, бейсбольную биту, самодельную дыбу и другие методы истязания».
Авторы доклада отмечают, что он не может дать полной картины, потому что Комитет работает всего в нескольких регионах России и обобщает только собственную практику, но вероятно, эта статистика более позитивна, чем ситуация по стране в целом, поскольку само по себе «деятельное присутствие в деле о пытках правозащитной организации <...> повышает шанс жалобы на пытки быть расследованной официальным следствием гораздо более качественно», — говорится в докладе.
Кроме того, «Комитет против пыток» обращает внимание, что зачастую дела против силовиков не возбуждаются. По данным правозащитников, в 77% случаев Следственный комитет отказывает в возбуждении дела после первичной проверки по жалобе пострадавшего и в 51% случаев так никогда и не возбуждает дело. «В случае, если уголовное дело по жалобе на пытки будет возбуждено, до этого следователи в среднем шесть раз отказывают в его возбуждении», — говорится в докладе.
В 23% жалоб дело возбуждалось сразу, но, как отмечают правозащитники, чаще всего в этом случае речь шла о насилии, приведшем к смерти, тяжком вреде здоровью или резонансных делах.
В 2006 году житель Оренбурга Олег Ельчанинов пожаловался на пытки — его задержали сотрудники милиции, которые, по его словам, били его бейсбольной битой по голове, ногами в грудь, а также душили пакетом. По данным «Комитета против пыток», за несколько лет следственные органы вынесли 30 постановлений об отказе в возбуждении дела. Доследственная проверка длится до сих пор, за это время Ельчанинов успел получить компенсацию в размере 34 тысяч евро от Европейского суда.
Следственный комитет редко предоставляет статистику по запросу, но в 2019 году он впервые раскрыл данные по делам о пытках. Из материалов СК выяснилось, что на каждые 44 жалобы о пытках приходится только одно возбужденное дело, подсчитывал РБК.
По данным «Комитета против пыток», на то, чтобы дело дошло до обвинительного приговора, требуется в среднем три года. За 20 лет Комитет добился вынесения 69 приговоров по делам о пытках.
«Комитет против пыток» также сообщает, что медианный размер компенсации, которые присуждают жертвам российские суды, составляет 100 тысяч рублей. Но по словам правозащитников, решения судов зачастую лишены логики: пострадавшие могут получить как пять тысяч рублей, так и в 20 раз больше. Самую большую компенсацию в практике Комитета получила мать одного из заключенных, умерших после насилия со стороны сотрудников ФСИН — ей присудили 500 тысяч рублей.
Пострадавшие от пыток также нередко обращаются в Европейский суд, который в среднем оценивает ущерб заявителей в 34 тысячи евро (медианное значение — 25 тысяч евро).