Как страх китайской экспансии чуть не привел Казахстан к «украинскому сценарию»

23/05/2016 - 20:19 (по МСК) Ольга Гладышева

В Казахстане сорвалась одна из самых крупных за последнее время акций протеста. Активисты из разных городов планировали выйти на митинги против поправок в Земельный кодекс. Они позволяют иностранцам арендовать участки сельскохозяйственного назначения сроком на 25 лет, и казахи опасаются, что их территориями завладеют китайцы. Демонстранты столкнулись с представителями власти, сотни людей были задержаны. Центральные каналы либо проигнорировали это, либо рассказали, что силы полиции были стянуты зря и на акции никто не пришел. За ситуацией в Казахстане следит корреспондент Дождя Ольга Гладышева.

Акции протеста были запланированы на 21 мая. За день до этого в республике заблокировали Facebook, Twitter, «ВКонтакте», WhatsApp и Viber; Telegram и YouTube работали с перебоями. Также был ограничен доступ к сайтам некоторых независимых изданий. Из-за этого «Радио Азаттык» (местная служба «Радио Свобода»), например, призвало пользоваться своим запасным адресом.

В крупных городах полиция заранее оцепила площади, рассказывает журналист издания «Уральская неделя» Рауль Упоров.

«Когда люди начали подходить (ситуация везде одинакова, что в Алматы, что у нас в маленьком городке Уральске), полиция сразу начала всех забирать, несмотря на возраст и пол», — говорит он. Полиция задерживала не только активистов, но и журналистов. Среди них оказался и сам Упоров, еще девять журналистов «Радио Азаттык» были задержаны в других городах, автора «Новой газеты» Вячеслава Половинко задержали в Алма-Ате. В полиции также оказались руководитель оппозиционной газеты «Общественная позиция» Ермурат Бапи, правозащитник Амангельды Шорманбаев и председатель правления общественного фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов.

По словам корреспондента «Радио Азаттык» Мади Бекмаганбета, журналистов начали отпускать через три часа, когда они написали объяснительные, в которых рассказали, зачем пришли на акции.

В МВД Казахстана задержания журналистов назвали «недоразумением».

Спустя некоторое время в социальных сетях появилась информация о том, что число задержанных в Алма-Ате перевалило за 500 человек. Генпрокуратора республики, правда, поспешила это опровергнуть. «Я хочу подчеркнуть, что именно об этом количестве [около 40 человек] идет речь. Эти люди, несмотря на то, что они достоверно знали об отсутствии разрешений на митинг <…>, продолжали активные действия по его организации. И эти активные действия заключались в изготовлении и распространении листовок, неоднократных призывах в соцсетях и путем агитации в трудовых коллективах или отдельных группах граждан выйти на митинг», — заявил заместитель генпрокурора Андрей Кравченко.

Казахстанское телевидение на следующий день рассказало, что руководство страны беспокоилось зря и «ничего не было» (это дословная цитата ведущей программы «Аналитика» на «Первом канале» Казахстана Аймиры Шаукентаевой).

За несколько дней до акции центральные каналы показывали сюжеты о «цветных революциях», «повторении украинского сценария в Казахстане», а также «проплаченных Западом активистах».

Глава республики Нурсултан Назарбаев на совещании правительства 5 мая предупредил, что попытки дестабилизировать Казахстан и осуществить государственный переворот будут пресекаться: «Сейчас время непростое. Казахстанцы не хотят украинских событий, я это знаю, пусть все слышат, а кто хочет сюда принести — мы примем самые жестокие меры. Чтобы знали и не говорили, что я не предупреждал».

Протестные настроения охватили Казахстан после того, как стало известно о планах властей принять поправки в Земельный кодекс. Они позволяют иностранцам покупать и брать в аренду землю на 25 лет.

«Я думаю, что сегодня эти опасения вызваны тем, что арендаторам этой земли было предписано выкупить эту землю по рыночной цене и, может быть, предложить скидку на покупку этих земель. Если этого не будет сделано, то земля должна быть выставлена на аукционы, — говорит эксперт по странам СНГ, политолог Аркадий Дубнов. — В поры ментальности казахов проникла боязнь того, что китайцы, который доминируют над экономикой всей Центральной Азии и, в частности, Казахстана, могут фактически стать владельцами их земли. Как говорят сами казахи, у них есть три источника этнической национальной идентификации — это земля, территория и язык».

Деньги от продажи этих земель могут закрыть дыры, образовавшиеся в бюджете страны после падения цен на нефть. После того, как по стране прокатились локальные акции против земельного закона, Назарбаев наложил мораторий на поправки до 2017 года. Но и это не помогло остановить растущее недовольство.

 «Стоя здесь <...>, я почти слышу, как в горах эхом отдается звон верблюжьих колокольчиков, и вижу струйку дыма, поднимающуюся в пустыне», — говорил председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Астану несколько лет назад. С тех пор Китай, имеющий протяженную границу с Казахстаном, активно инвестировал в нефтегазовый сектор и транспортную инфраструктуру страны.

 «Если мы отдадим землю китайцам, то они уже не уйдут отсюда», — говорили на апрельском митинге в городе Актобе. Миллиардные займы и разработка крупнейших казахстанских нефтегазовых месторождений вселили в жителей республики страх экспансии. 

Также по теме
    Другие новости
    FT: российские власти планируют устроить серию диверсий в Европе Вчера в 16:25 В аннексированном Бердянске взорвали машину сотрудника ФСИН. Он погиб на месте Вчера в 16:23 Российская армия атаковала Украину беспилотниками. В Харькове пострадали шесть человек Вчера в 16:23 Один из крупнейших банков Турции ужесточил условия открытия счетов для россиян В Свердловской области начались перебои с электричеством из-за аномального майского снегопада Армия РФ нанесла удар по Харькову. Пострадали четыре человека, в том числе один ребенок В Ставропольском крае задержали подростков, которые сожгли Библию в мангале. СК возбудил дело об оскорблении чувств верующих В Финляндии арестовали трех студентов из России по подозрению в вывозе из страны товаров двойного назначения Комитет Госдумы поддержал запрет «иноагентам» участвовать в выборах Мэр Орска заявил, что уйти в отставку во время наводнения было бы «не по-государственному»