«Главной жертвой становится все-таки зритель»

Заявление Андрея Кончаловского о «Тангейзере»
31/03/2015 - 17:56 (по МСК)

Режиссер Андрей Кончаловский в своем фейсбуке прокомментировал скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», который уже привел к митингам и отставке директора театра. Приводим текст его заявления целиком.

События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. Мне трудно говорить о постановке, я её не видел, но афиша спектакля, которая, по моему убеждению, должна выражать самое существенное в художественном замысле, говорит сама за себя. У меня нет возражения относительно решения Министерства Культуры о назначении новым директором Новосибирского оперного театра В. Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске. 

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв продолжает увеличиваться, а в России он принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или «перфоманс» с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. 

Папа Франциск в своем выступлении перед Европейским парламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса Европейской цивилизации: Европа перепутала цели и средства — материальные ценности, деньги, вместо того, чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, но средством же стал человек. 

В искусстве, которое отражает глобальные исторические процессы, эта подмена выражается в том, что «целью» стал успех у критики, скандал, а «средством» - автор произведения, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление художников, ратующих за свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Андрей Кончаловский

 

Также по теме
    Другие новости
    Один из крупнейших банков Турции ужесточил условия открытия счетов для россиян Сегодня в 13:38 В Свердловской области начались перебои с электричеством из-за аномального майского снегопада Сегодня в 13:36 Армия РФ нанесла удар по Харькову. Пострадали четыре человека, в том числе один ребенок Сегодня в 13:36 В Ставропольском крае задержали подростков, которые сожгли Библию в мангале. СК возбудил дело об оскорблении чувств верующих Вчера в 23:30 В Финляндии арестовали трех студентов из России по подозрению в вывозе из страны товаров двойного назначения Вчера в 23:28 Комитет Госдумы поддержал запрет «иноагентам» участвовать в выборах Вчера в 20:43 Мэр Орска заявил, что уйти в отставку во время наводнения было бы «не по-государственному» Вчера в 20:39 Главу комиссии молодежного парламента при Госдуме арестовали за пост с «символикой ЛГБТ» Вчера в 20:38 Минюст внес в реестр «нежелательных» организаций «Комитет ингушской независимости» Вчера в 20:37 Суд продлил на полгода арест режиссерке Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук Вчера в 20:36