ЕСПЧ принял жалобу Навального на решение по иску бывшего чиновника Кремля
Европейский суд по правам человека принял жалобу оппозиционера Алексея Навального на решение Люблинского суда Москвы, обязавшего его выплатить 100 тысяч рублей главе Фонда развития гражданского общества и экс-руководителю Управления внутренней политики президента Константину Костину. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на юриста «Международной Агоры» Дамира Гайнутдинова, который представляет Навального в ЕСПЧ.
Свое решение Люблинский суд вынес в феврале 2014 года. В сентябре 2013 года Навальный назвал его в своем блоге «аферистом», а его фонд — «специализирующимся на всякой чернухе, подделках, фальсификациях». В первой инстанции суд согласился с требованиями истца, но сумму исковых требований снизил с 3 миллионов до 100 тысяч рублей. Мосгорсуд позднее поднял ее в пять раз. Навальный считает, что в своем блоге выражал свое мнение и что суды не учли разницу между утверждениями о фактах и оценочными высказываниями.
ЕСПЧ намерен выяснить, не нарушило ли решение право Навального на свободу слова, учитывали ли российские суды контекст заявлений оппозиционера и то, насколько оправданным был рост суммы компенсации в пять раз. По словам Гайнутдинова, обычно в решениях ЕСПЧ говорится, что выплаты компенсаций в рамках дел о диффамации не должны быть разорительными. По мнению юриста, решение по делу Навального произвело «охлаждающий эффект» на многих других.
Костин заявил «Ведомостям», что пытался добиться создания прецедента и не стремился разорить ответчика. По его словам, он до сих пор не обратился к судебным приставам для исполнения решения суда и ждет от Навального предложений по выплате. «Я не тороплюсь, но коль скоро мы говорим о создании института репутации, то следует иметь в виду: он не может возникнуть в условиях, когда вы можете распространять любую ложь — а когда будет доказано, что это ложь, то заплатите за это 20 000 руб.», — заявил Костин. Политтехнолог отметил, что во время политической дискуссии можно использовать любые оценки, но нельзя искажать факты.