Коллекционер заявил, что Эрмитаж выставил подделки на выставке Фаберже
Коллекционер Андрей Ружников опубликовал на своем сайте письмо в адрес директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, в котором утверждает, что часть работ, выставленных на выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора», являются подделками.
«Вопреки ожиданиям и к огромному разочарованию людей, даже поверхностно знакомых с творчеством Фаберже, под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки. Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата — грубая реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана», — написал Ружников.
По его словам, копиями оригиналов также были выставленные пасхальное яйцо «Курочка», яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали.
В своем письме Ружников задается вопросам, «каким образом фальшивки получили пропуск в Эрмитаж», связано ли это с некомпетентностью «кураторов, хранителей и руководства музея, ответственных за строгий отбор и верификацию подлинности произведений». «Предполагать, что подделки попали на выставку в Эрмитаж благодаря жесткой коррупции, где кто-то шибко важный занес нечто такое в чемодане, от чего невозможно было отказаться и вовсе не хочется обсуждать, хотя…» — заключает он.
«Фонтанка» попросила прокомментировать обвинения Ружникова директора «Эрмитажа» Михаила Пиотровского. В ответ он привел свою вступительную статью в каталоге выставки, где говорилось, «подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается». Он объяснил это тем, что «массовый характер производства, обилие стилистических приемов, множество участников процесса, высокие цены и сложные судьбы творцов, заказчиков, новых и старых хозяев — все это породило массовую активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов».
Комментировать непосредственно обвинения Ружникова Пиотровский отказался. Он отметил, что «стиль и жанр так называемого письма делает ответ на него этически невозможным».
«Необходимо учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Первые призваны купить-продать, вторые — сохранить, изучить и представить. Для первых произведение искусства — товар, для вторых — часть сложного культурного процесса. В наше время существует хорошее взаимодействие, но у него есть границы, определяемые заботой о прибыли у одних и поиском знания у других», — заключил он.
Выставка проходит в «Эрмитаже» с 25 ноября по 14 марта. Это первая с 1993 года большая выставка работ ювелира Карла Фаберже.
В 2011 году Андрей Ружников упоминался в публикации журнала Forbes «Охотники за Фаберже», который называл его представителем миллиардера Виктора Вексельберга. РИА Новости писала, что он эксперт по русскому искусству.