Бастрыкина попросили заняться делом о гибели чеченки, умершей после ссоры с мужем
Российские и международные правозащитные и общественные организации направили обращение (есть в распоряжении Дождя) главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, в котором попросили возбудить уголовное дело после гибели 23-летней чеченки Мадины Умаевой. Мать девушки говорила, что ее мог убить муж, и рассказывала о жалобах дочери на побои. После встречи с Рамзаном Кадыровым женщина извинилась.
Правозащитники просят передать материалы проверки из управления СК по Чеченской Республике в главное следственное управление СК, возбудить уголовное дело и провести эффективное расследование. По их мнению, высказывания главы республики об этом деле могут оказать давление на экспертов, свидетелей и следствие.
Обращение к Бастрыкину подписали Amnesty International, Equality Now, EU-Russia Civil Society Forum, Human Rights Watch, International Federation for Human Rights (FIDH), International Partnership for Human Rights (IPHR), Norwegian Helsinki Committee, WAVE Network, Информационный центр помощи пережившим сексуальное насилие Stigamot, Комитет «Гражданское Содействие», «Зона Права», Институт права и публичной политики, «Команда 29», Консорциум женских неправительственных объединений, кризисный центр «Китеж», центр «Насилию.нет», «Общественный Вердикт», «Правовая инициатива», «Мемориал», «Сутяжник», центры «Жіночі перспективи», «Сестры» и «АННА».
Мадина Умаева была найдена мертвой 12 июня в своем доме в Гудермесе. Девушка была похоронена в ту же ночь. Фельдшер бригады скорой помощи, который констатировал смерть Умаевой, сообщил, что признаков насильственной смерти не обнаружил, «поскольку видел только часть лица, шеи и руки, ноги». Семья мужа Умаевой объявила, что девушка упала с лестницы во время приступа эпилепсии. Однако мать Умаевой Хутмат Довлетмирзаева заявила, что ее дочь не болела эпилепсией, при этом она жаловалась на побои и не хотела возвращаться в дом мужа.
Правозащитники в своем обращении сообщают, что в день гибели Умаева написала своей сестре сообщение с нового номера, что она «уходит» и попросила не сообщать ее номер ни мужу Висхаджи Хамидову, ни свекрови. О том, что Умаеву избивает муж, рассказывала также ее сестра. 20 июня СК сообщил, что тело девушки эксгумировали для экспертизы, видимых повреждений на нем не обнаружили. Мать Умаевой говорила, что видела тело дочери в морге и на нем «был шрам или рана и кровь из этой раны».
Через несколько дней ЧГТРК «Грозный» сообщил, что Кадыров «лично взялся за разбирательство громкого дела», он разговаривал с родственниками погибшей девушки и членами семьи ее мужа. В сюжете говорится, что в деле Умаевой нет доказательств ее убийств, кроме сообщений в мессенджерах. Глава республики объявил в сюжете, что смерть девушки не была насильственной, а также осудил эксгумацию, сказав сестре Умаевой, что девушку «распотрошили». Кадыров добавил, что Умаева должна была «цепляться за брак». По его мнению, «когда замужем, бывают и ссоры, и бывает, что муж побивает».
Мать погибшей девушки на камеру извинилась перед Кадыровым за то, что «послушала всякие сплетни».
«Судя по приведенным выше цитатам, есть основания полагать, что это было сделано под давлением. Глава республики объявил публично, что, согласно результатам вскрытия, смерть Умаевой М. была ненасильственной. Данные выводы руководителя исполнительной власти опережают заключение судебно-медицинской экспертизы, которая до настоящего времени не завершена. Таким образом, это может оказать давление на экспертов и следствие», — говорится в обращении правозащитников.
Они также отмечают, что 26 июня мать девушки вновь была доставлена к Кадырову. На следующий день государственное издание «Чечня сегодня» показало, как женщина извиняется перед семьей зятя.
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.